Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Известно, что данная форма встречается в 51, 4% случаев, нежели невротическая и смешанная. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности перинатального, натального или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом, который проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности [24, 19].
Неврозоподобная форма заикания возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Для такой формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах нижней возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко наблюдается нарушение тонуса мышц языка, его "беспокойство", недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобным заиканием фиксируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое [21, 18].
Особенно ярко отличие от нормы проявляется в речевом развитии. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная, фразовая речь формируется к 3 годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. При общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Отмечается медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха. Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы [7, 1]. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (межзубный сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).
Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, ограничены. Больные затрудняются с выполнением проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость моторных навыков [11. С. 31]. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики.
Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. Большинство самостоятельно не исправляют двигательные ошибки. Словесная инструкция по двигательным задачам оказывается недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
Неврозоподобные состояния по своей симптоматике напоминают неврозы. Они возникают вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы. По своей природе эти состояния являются органо-функциональными, при которых, несмотря на наличие органического поражения мозга, имеется целый ряд расстройств функционального характера [1. С. 24]. При такой форме в анамнезе зачастую отмечают тяжелые токсикозы беременности с угрозами выкидыша, асфиксию в родах и т.д.
Подробно о педагогике:
Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...
Формирование лексических навыков речи
Что, значит, знать слово? На этот вопрос можно ответить кратко - это значит знать его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без кот ...
История возникновения школьной формы
В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый. В Смольном та ...