Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века отечественными специалистами, а именно – И.А. Сикорский, М.И. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина и др. Среди современных специалистов большой вклад внесли В.И. Селиверстов, Е.А. Дьякова, В.М. Шкловский, Е.Ф. Рау, Л.И. Белякова и многие другие.

Проблема заикания всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта, но оно не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля.

В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Заикание, возникшее у детей в дошкольном возрасте, вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих детей. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано, или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая эту проблему.

Актуальность проблемы преодоления заикания чрезвычайно высока в социальном плане. Заикание является следствием затруднения речевого общения. Речевой дефект мешает формированию нормальных коммуникативных отношений с окружающими людьми, так как у заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Заикание значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию, и влияет на эффективность процесса социализации ребенка.

Таким образом, проблемой нашего исследования будет выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и, вызывающих определенную форму заикания.

Цель исследования: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Объект исследования: заикание как сложная речевая патология.

Предмет исследования: причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что причины неврозоподобной формы заикания у дошкольников лежат в анамнезе, тогда как причиной неврозоподобной формы заикания будет психотравмирующая стуация.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. изучить теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста;

2. теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Методы исследования:

1) изучение теоретических источников;

2) интерпретационный метод – выявление связей между изучаемыми явлениями.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о заикании как сложном речевом расстройстве, его механизмах, в теоретическом выявлении причин возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с заиканием в процессе коррекционной работы с ними.

Подробно о педагогике:

Факторы социального риска
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и со ...

Урок для современного ребенка
Однако необходимо отметить, что нынешние малыши-шестилетки сильно отличаются от своих предшественников. Дошкольник, принимаемый в первый класс, имеет достаточно определенное представление о мире. В отличие от ребенка дотелевизионной эпохи, современный ребенок большую часть организованной информации ...

Характеристика понятия «оздоровительный фитнесс»
Актуальность. Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является «фитнесс», получивший за последнее десятилетие широкое распространение. Фитнесс – это оптимальное качест ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru