Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века отечественными специалистами, а именно – И.А. Сикорский, М.И. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина и др. Среди современных специалистов большой вклад внесли В.И. Селиверстов, Е.А. Дьякова, В.М. Шкловский, Е.Ф. Рау, Л.И. Белякова и многие другие.

Проблема заикания всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта, но оно не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля.

В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Заикание, возникшее у детей в дошкольном возрасте, вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих детей. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано, или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая эту проблему.

Актуальность проблемы преодоления заикания чрезвычайно высока в социальном плане. Заикание является следствием затруднения речевого общения. Речевой дефект мешает формированию нормальных коммуникативных отношений с окружающими людьми, так как у заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Заикание значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию, и влияет на эффективность процесса социализации ребенка.

Таким образом, проблемой нашего исследования будет выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и, вызывающих определенную форму заикания.

Цель исследования: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Объект исследования: заикание как сложная речевая патология.

Предмет исследования: причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что причины неврозоподобной формы заикания у дошкольников лежат в анамнезе, тогда как причиной неврозоподобной формы заикания будет психотравмирующая стуация.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. изучить теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста;

2. теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Методы исследования:

1) изучение теоретических источников;

2) интерпретационный метод – выявление связей между изучаемыми явлениями.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о заикании как сложном речевом расстройстве, его механизмах, в теоретическом выявлении причин возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с заиканием в процессе коррекционной работы с ними.

Подробно о педагогике:

Сущность и основные характеристики готовности к межкультурной коммуникации
Центральное место, в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации. Эта проблема наиболее актуальна сегодня, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и в связи с этим остро встал вопрос о воспитании терпимости к чуж ...

Роль игрушки в личностном развитии дошкольников
Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Природными предпосылками развития способн ...

Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru