Общие закономерности развития памяти в онтогенезе

Актуально о образовании » Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте » Общие закономерности развития памяти в онтогенезе

Страница 1

Согласно большому энциклопедическому словарю, "онтогенез - (англ. ontogenesis) - процесс индивидуального развития организма или личности". [8, c.314]

По данным С.К. Нартовой - Бочавер, память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка.

Сразу же после рождения у ребенка присутствует особый вид запоминания - импритинг (запечатление), что способствует высокой впечатлительности новорожденного. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы (прекращение плача, когда в комнату входит мама).

Уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий.

На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Поэтому дети после года нередко очень раздражаются, если, рассказывая сказку, взрослый заменяет или переставляет слова. После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа - сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте.

На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия - умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.

Начиная со второго года и до семи - восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку, таким образом, самостоятельно использовать слова и выражения.

Для ребенка раннего и дошкольного возраста характерно также присутствие особой формы памяти - эйдетической, которая представляет собой буквальное "считывание" информации с подробного внутреннего образа. Эта форма памяти сохраняется в незначительной степени и у школьника, проявляясь, например, в том, что для воспроизведения учебного материала ему иногда достаточно вспомнить то место на странице учебника, где он располагался (под картинкой, в начале параграфа). У взрослых, кроме известных своими способностями мнемонистов, эйдетическая память встречается крайне редко.

В дошкольном возрасте усиливается произвольность запоминания, а в младшем школьном память приобретает познавательный характер: таким образом, осознается мнемическая задача и развиваются способы ее выполнения, что необходимо для успешного обучения в школе. [9, c.151]

Б.С. Волков указывает нам, что младшие школьники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу, пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть (с опорой на текст). К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с особым умственным напряжением. [1, c.5]

По С.К. Нартовой - Бочавер в начале школьной жизни память в значительной степени определяет успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память ребенка.

В ходе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется. Так, механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное - произвольному, непосредственное - опосредствованному. Появление новых качеств запоминания очень важно для компенсации возрастного ослабления памяти у пожилых людей.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

ИКТ в современном образовательном процессе
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Информационное общество - это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации сред ...

Методика организации массового праздника
Единство воспитательных задач и конкретного содержания праздника – первоочередное условие его эффективности. Методически четкая организация массового праздника предполагает, прежде всего, тщательную подготовку. Довольно часто в школах о предстоящем празднике вспоминают слишком поздно и начинают гот ...

Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ЗПР
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей. Развитие психики ребенка в отече ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru