Наряду с нарушенным звукопроизношением, у детей данной группы наблюдалось отставание в развитии лексики и грамматических конструкций, поэтому в каждом периоде проводились фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, куда входила работа по накоплению словарного запаса и работа по построению грамматических конструкций.
Коррекционную работу по накоплению словарного запаса в первом периоде обучения логопед проводил на фронтальных занятиях и начинал ее с развития у детей умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям, поэтому работа проводилась в рамках лексических тем: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Профессии» и т.д.
В рамках лексической темы «Игрушки» логопед учил детей определять предмет по названию его составных частей. Логопед перед детьми выставлял несколько хорошо знакомых игрушек (грузовая машина, кукла, часы, самолет, стул, дом) и предлагал рассмотреть их.
Затем раздавал детям карточки с изображением частей этих предметов (руль, фары, стрелки, крылья, сиденье, лестница) и по заданию логопеда каждый вызванный ребенок раскладывал маленькие карточки около соответствующего предмета, составляя предложения: «Это машина. У машины кабина, кузов, колеса, фары». Значение малознакомых слов логопед объяснял детям.
Изучая лексическую тему «Игрушки», логопед уточнял названия действий при помощи игрушек, например:
утка – крякает собака – лает
кошка – мяукает птичка – поет
корова – мычит петух - кукарекает
Для расширения понятий о различных действиях логопед предлагал лото «Кто как передвигается?». Детям раздавались карточки, на которых изображены звери, птицы, рыбы, насекомые. Каждый ребенок искал у себя соответствующую картинку, называл её и определял, как передвигается данное животное, птица или насекомое: «Бабочка порхает, рыба плавает, змея ползает».
Продолжая изучать лексическую тему «Игрушки» логопед учил детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму) и задавал вопросы:
- Какой мяч по цвету?
- Какой этот мяч по величине?
- А по форме?
Ответы детей логопед оформлял в простые распространенные предложения: «Мяч красный, большой, круглый».
Аналогично дошкольники выделяли признаки других сюжетно-ролевых игрушек: грузовика (зеленый, прямоугольный, металлический), куклы (розовая, большая, пластмассовая), белки (рыжая, пушистая, мягкая). Так при описании игрушек дети уже не ограничивались только перечислением отдельных предметов и их частей, в их речи появились слова-действия, признаки предметов.
Чтобы детям было интересно описывать любимые игрушки, на фронтальных занятиях логопед предлагал составлять загадки про игрушки, используя схему.
Используя схему как наглядную опору, дети лучше и быстрее описывали игрушку, подбирали точный признак, обращали внимание на составные части и действия.
Формируя лексику ребенка, логопед стремился на занятиях создать достаточный запас словарных образов.
Подробно о педагогике:
Методика работы по развитию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...
Исследование профессиональной
компетентности педагога
Исследовательскую работу мы проводили на базе Борисоглебского государственного педагогического института 4 курса 2 группы факультета ПиМНО с дополнительной специальностью «Социальный педагог». В группе 21 человек. Из них мы выбрали 5 человек, а именно Агапову Ирина, Ванюкову Елену, Говорову Ольгу, ...
Роль наставника в управлении учениками
Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешн ...