Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР

Актуально о образовании » Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи » Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР

Страница 2

Приступив к изучению лексической темы «Посуда», логопед предварительно провел беседу с детьми о посуде, чтобы выявить у них имеющиеся знания и развить навык ведения диалога.

Выявление знаний детей о посуде сопровождалось их дополнением и уточнением. На вопрос: «Какая бывает посуда?» дети отвечали: «Чайная, столовая, кухонная». Логопед обращал внимание на детали посуды (ручка, донышко, стенки, крышка, носик), признаки (стеклянная, фарфоровая, пластмассовая), на то какие действия с ней можно производить (готовить, мыть, вытирать, сушить).

Потом логопед выставлял на наборное полотно предметные картинки с изображениями предметов чайной посуды и предлагал детям называть предмет, на который он показывал: «Это чашка, это блюдце, это чайник».

На вторую полоску наборного полотна логопед выставлял изображения кухонной посуды, и дети по очереди называли: «Это кастрюля, это сковорода, это миска». Затем логопед вместе с детьми уточнял, что все изображенные предметы – это посуда, причем на верхней полоске – чайная посуда, а на нижней – кухонная.

Используя набор игрушечной посуды, логопед выяснял ее детали: «Это чайник. У него есть дно, крышка, стенки, носик, ручка».

С помощью предметных картинок с нарисованными большими и маленькими предметами, дошкольники учились образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (чашка-чашечка, ложка-ложечка, миска-мисочка).

Применяя уже знакомые детям схемы для составления описания, логопед вырабатывал умение выделять основные признаки: «Сковорода желтая, круглая, большая. У нее есть дно, ручка, крышка».

Логопед знакомил детей с действиями, которые можно совершать с посудой, при помощи сюжетных картинок (Мама моет посуду. Девочка вытирает тарелку. Бабушка готовит в кастрюле ).

Объясняя значения малоизвестных слов, логопед в качестве наглядной опоры использовал предметные картинки (хлебница, масленка, перечница).

При закреплении обобщающего понятия «посуда» важную роль сыграл воспитатель. Он с детьми совершил экскурсию на кухню детского сада, где дети перечислили виды посуды, детали, материал, форму, величину.

В рамках лексической темы «Одежда» логопед уточнил, какие бывают виды одежды, детали одежды, признаки; рассказал, из чего сшита, кто шьет одежду, где её хранят, как за ней ухаживают.

Применяя на занятии кукол различной величины, дети одевали их, образовывая слова с уменьшительно-ласкательными значениями (юбочка, кофточка, курточка).

По предметным картинкам с изображениями одежды дошкольники учились называть её в зависимости от сезона (летняя, зимняя, осенняя, весенняя).

Чтобы расширить понятия детей о признаках одежды, запомнить новые слова, детям раздавались отдельные виды цветной кукольной одежды, сшитой из разного материала. Дети сравнивали её и называли: «У меня юбка красная, сшита из шелка, с желтыми пуговицами».

Для систематизации и обобщения полученных знаний логопед предложил детям следующее упражнение. Каждому ребенку был предложен конверт с деталями одежды. Дети доставали части одежды и составляли платье, юбку, сарафан, используя детали одежды, отделку и украшения. В процессе дети рассказывали, что они пришивают, как украшают свое изделие (Я пришиваю рукав и воротник к платью. Я пришиваю пуговицы к кофте).

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru