Приступив к изучению лексической темы «Посуда», логопед предварительно провел беседу с детьми о посуде, чтобы выявить у них имеющиеся знания и развить навык ведения диалога.
Выявление знаний детей о посуде сопровождалось их дополнением и уточнением. На вопрос: «Какая бывает посуда?» дети отвечали: «Чайная, столовая, кухонная». Логопед обращал внимание на детали посуды (ручка, донышко, стенки, крышка, носик), признаки (стеклянная, фарфоровая, пластмассовая), на то какие действия с ней можно производить (готовить, мыть, вытирать, сушить).
Потом логопед выставлял на наборное полотно предметные картинки с изображениями предметов чайной посуды и предлагал детям называть предмет, на который он показывал: «Это чашка, это блюдце, это чайник».
На вторую полоску наборного полотна логопед выставлял изображения кухонной посуды, и дети по очереди называли: «Это кастрюля, это сковорода, это миска». Затем логопед вместе с детьми уточнял, что все изображенные предметы – это посуда, причем на верхней полоске – чайная посуда, а на нижней – кухонная.
Используя набор игрушечной посуды, логопед выяснял ее детали: «Это чайник. У него есть дно, крышка, стенки, носик, ручка».
С помощью предметных картинок с нарисованными большими и маленькими предметами, дошкольники учились образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных (чашка-чашечка, ложка-ложечка, миска-мисочка).
Применяя уже знакомые детям схемы для составления описания, логопед вырабатывал умение выделять основные признаки: «Сковорода желтая, круглая, большая. У нее есть дно, ручка, крышка».
Логопед знакомил детей с действиями, которые можно совершать с посудой, при помощи сюжетных картинок (Мама моет посуду. Девочка вытирает тарелку. Бабушка готовит в кастрюле ).
Объясняя значения малоизвестных слов, логопед в качестве наглядной опоры использовал предметные картинки (хлебница, масленка, перечница).
При закреплении обобщающего понятия «посуда» важную роль сыграл воспитатель. Он с детьми совершил экскурсию на кухню детского сада, где дети перечислили виды посуды, детали, материал, форму, величину.
В рамках лексической темы «Одежда» логопед уточнил, какие бывают виды одежды, детали одежды, признаки; рассказал, из чего сшита, кто шьет одежду, где её хранят, как за ней ухаживают.
Применяя на занятии кукол различной величины, дети одевали их, образовывая слова с уменьшительно-ласкательными значениями (юбочка, кофточка, курточка).
По предметным картинкам с изображениями одежды дошкольники учились называть её в зависимости от сезона (летняя, зимняя, осенняя, весенняя).
Чтобы расширить понятия детей о признаках одежды, запомнить новые слова, детям раздавались отдельные виды цветной кукольной одежды, сшитой из разного материала. Дети сравнивали её и называли: «У меня юбка красная, сшита из шелка, с желтыми пуговицами».
Для систематизации и обобщения полученных знаний логопед предложил детям следующее упражнение. Каждому ребенку был предложен конверт с деталями одежды. Дети доставали части одежды и составляли платье, юбку, сарафан, используя детали одежды, отделку и украшения. В процессе дети рассказывали, что они пришивают, как украшают свое изделие (Я пришиваю рукав и воротник к платью. Я пришиваю пуговицы к кофте).
Подробно о педагогике:
Понятие Я-концепции
Для того чтобы контролировать и корректировать свой личностный рост педагогу необходимо постоянно осуществлять рефлексию своего поведения, результатов профессионального учения, самовоспитания и т.д., то есть постоянно видеть плюсы и минусы своего личностного развития – как бы видеть себя со стороны ...
Примерный тематический план занятий учебно-тренировочной группы
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Физическая культура и спорт в РФ Краткие сведения о строении и функциях организма Врачебный контроль, самоконтроль Меры предупреждения травм Гимнастическая терминология Общая и специаль ...
Соединения железа
Соединения железа (II) Оксид железа (II) FeO – черное кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Оксид железа (II) получают восстановлением оксида железа(II,III) оксидом углерода (II): Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2. Оксид железа (II) – основной оксид, легко реагирует с кислотами, при этом образуютс ...