Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания » Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Страница 1

Со времен античности сложилось мнение о том, что заикание – это болезнь. Но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой. Общее мнение гласило: заикание - или проявление какого-то таинственного заболевания организма, или результат неправильного строения органов речи.

В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины - логопедия (в переводе с греческого - "воспитание речи"), важным разделом которой стало лечение заикания. Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Первоначально данное нарушение называли «battarismus» от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего первый слог слова. Заикались: египетские фараоны, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др. Врачами было сформулировано понятие заикания как сложного нарушения речи, проявляющегося расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции.

Заикание является тяжелой речевой патологией, которой страдает от 2 до 5 % населения. Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 5 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. В период допубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой - учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1/3-4 [1. С. 10-11]. Как отмечает профессор И.А. Сикорский, это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария мозга женщины сравнительно с мозгом мужчины. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 / 1 [23. С. 7-8]. Среди детей домов ребенка, детских домов, школ-интернатов заикание встречается чаще, нежели в обычных детских садах и школах, так как сказывается ранний отрыв детей от родителей. Отмечается, что в сельской местности — 0,8—0,9% детей имеющих данную проблему (И.И. Демина, О.Г. Мороз), а в городе — около 2%, (М.Е. Хватцев и др.). Это можно объяснить тем, что в сельской местности более спокойная окружающая обстановка, размеренно-неторопливый ритм жизни, благотворное влияние природы [23. С. 8].

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [25. С. 11]. Заикание может проходить уже к 5 годам, но не редки и случаи длительного его проявления [25. С. 12].

На рубеже XVII-XVIII вв. многие ученые и исследователи совершали попытки объяснить заикание как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, анатом Санторини пытался найти у заикающихся отверстия в твердом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. В свою очередь профессор Вутцер, в XIX в. находил ненормальные углубления в нижней челюсти, в которые прячется кончик языка заикающихся при своем движении. Эрве-де-Шегуан обнаруживал при заикании неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотное прикрепление языка короткой уздечкой. Английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шультесс связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов, а конкретно судорожным закрытием голосовой щели. Профессор Беккерель, удостоенный специальной премии Французской Академии наук за свой труд о заикании, считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося. Французский врач Итар, американская учительница Ли, немецкий хирург Диффенбах находили, что заикание происходит от сокращения мышц, удерживающих язык в полости рта [12. С. 22].

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Правила, приемы и средства композиции
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, т ...

Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи. Помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи. Для более полной характеристики особенностей нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразв ...

Психолого-педагогическое диагностирование предметной одаренности к изучению иностранных языков
Доступным методом выявления одаренных детей является систематическое наблюдение за ними на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Признаки: 1. Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, н ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru