Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания » Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Страница 2

В начале XX в. И.Ю. Абелева отмечает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи. К.И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяя в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания, когда функциональные расстройства моторной функции коры поступают под влиянием сверхсильного раздражителя. Для данной фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Преобладание психогенных моментов характеризуют вторую фазу [12. С. 24].

В конце XIX в. многочисленные исследования ученых позволяют определять заикание как сложное психофизическое расстройство, в основе которого, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, при этом психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский). Такие исследователи, как Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствие психических недостатков.

К речевому недоразвитию детей заикание относит Р.М. Боскис, которая называет его заболеванием с лежащими в его основе речевыми затруднениями. Данные затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее. Р. Е. Левина сущность заикания находит в нарушении коммуникативной функции речи, конкретно в изучении грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает.

Возникшие речевые затруднения зависят как от типа нервной системы, так и от общего и речевого режима. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания.

Страницы: 1 2 

Подробно о педагогике:

Новые формы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий
Всем хорошо известна роль иностранного языка в мире современного человека. Многие специалисты, в том числе, деятельность которых связана с туристской деятельностью, зачастую сталкиваются с этой проблемой и сожалеют о своем незнании или недостаточном владении иностранным языком. Это и установление м ...

Активное и интерактивное обучение студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно пов ...

Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы ХХ века
Как было указано ранее, после III Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1924 года, развитие детских учреждений в городе и деревне значительно возросло. Также было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных дом ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru