Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Актуально о образовании » Причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания » Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания

Страница 2

В начале XX в. И.Ю. Абелева отмечает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально.

Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи. К.И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяя в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания, когда функциональные расстройства моторной функции коры поступают под влиянием сверхсильного раздражителя. Для данной фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Преобладание психогенных моментов характеризуют вторую фазу [12. С. 24].

В конце XIX в. многочисленные исследования ученых позволяют определять заикание как сложное психофизическое расстройство, в основе которого, по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического характера, при этом психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский). Такие исследователи, как Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствие психических недостатков.

К речевому недоразвитию детей заикание относит Р.М. Боскис, которая называет его заболеванием с лежащими в его основе речевыми затруднениями. Данные затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее. Р. Е. Левина сущность заикания находит в нарушении коммуникативной функции речи, конкретно в изучении грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает.

Возникшие речевые затруднения зависят как от типа нервной системы, так и от общего и речевого режима. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания.

Страницы: 1 2 

Подробно о педагогике:

Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. Самое гла ...

Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников
Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни. Факторами с ...

Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании готовности к межкультурной коммуникации
Известно, что система обучения иностранному языку определяется, прежде всего, общественными и экономическими факторами. Политические, социально - экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка как предмета. Включение России в мировой рынок, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru