Физическое насилие
– это преднамеренное применение физической силы, с целью нанесения физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Признаки физического насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявится:
1. в резко выраженной боязливости ребенка;
2. неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;
3. ярко выраженном страхе взрослых людей;
4. признаках физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;
5. наличие различных травм у детей: переломы черепа и костей, повреждениям мягких тканей, ожоги необычной этиологии (например, множественные ожоги от раскаленных предметов, сильные ушибы, ожоги промежности или ягодиц и др.);
6. повторных подозрительных повреждениях у ребенка;
7. необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;
8. отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;
9. формировании моделей приспособительного поведения;
10. стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т.д.
При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.
Воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется:
· возрастом ребенка;
· уровнем его развития;
· личностными особенностями;
· характером;
· длительностью насилия;
· отношением
насильника к ребенку;
· повторяемостью травматического события.
Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.
Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.
В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.
Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.
Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.
Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.
Подробно о педагогике:
Особенности психического развития
Возраст с (4-5 лет) - дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бу ...
Практическое формирование интереса к обучению
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Увлекательный материал, ...
Выявление эффективности учебного процесса в профессиональном училище с
помощью традиционных средств контроля
Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении. Задачи: провести анкетирование педагогов; изучить учебно-методическую документацию профессионального училища; выбрать группы для проведения эксперимента; провести контрольный срез; провест ...