Физическое насилие
– это преднамеренное применение физической силы, с целью нанесения физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Признаки физического насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявится:
1. в резко выраженной боязливости ребенка;
2. неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;
3. ярко выраженном страхе взрослых людей;
4. признаках физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;
5. наличие различных травм у детей: переломы черепа и костей, повреждениям мягких тканей, ожоги необычной этиологии (например, множественные ожоги от раскаленных предметов, сильные ушибы, ожоги промежности или ягодиц и др.);
6. повторных подозрительных повреждениях у ребенка;
7. необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;
8. отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;
9. формировании моделей приспособительного поведения;
10. стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии знаний и умений для разрешения конфликтов и т.д.
При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.
Воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется:
· возрастом ребенка;
· уровнем его развития;
· личностными особенностями;
· характером;
· длительностью насилия;
· отношением
насильника к ребенку;
· повторяемостью травматического события.
Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.
Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.
В возрасте от полугода до полутора лет дети боятся родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, постоянно капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.
Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.
Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.
Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.
Подробно о педагогике:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14] Конечно же, определенный кругозор, запас ко ...
Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...
Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей
пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...