Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситуации психологического насилия, выявили следующие характер логические особенности: длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумения общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т.д.
Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, вызывая очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.
Кроме того, индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:
ü нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
ü публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;
ü отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником;
ü перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого;
ü постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
ü открытое признание в нелюбви;
ü ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях – подчеркивается.
Как показывает практика, а неблагополучным семьям, относящимся к группе «риска» по психологическому насилию, могут быть отнесены следующие типы семей:
ü семьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;
ü семьи с авторитарным стилем воспитания;
ü проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспеченные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т.д.);
ü аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, нар-котики, страдают различными патологиями;
ü семьи, в которых преобладают психологические или иные проблемы.
Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ребенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия и т.д.
Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей, что приводит к различным нарушениям:
ü в аффективной сфере – нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке;
Подробно о педагогике:
Концепции проблемного обучения, психологические условия
организации проблемного обучения
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные пр ...
Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений
в развитии детей
Содержание учебного материала Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования пози ...
Анализ и интерпретация результатов опытно – экспериментальной работы
В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности. Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 2. Таблица 2 Показат ...