Внешними и внутренними дезингибиторами для насильника являются следующие факторы: плохой контроль собственной импульсивности в силу употребления наркотиков и алкоголя; наличие различных внешних стрессогенных факторов, таких как: безработица или потеря близкого человека, психическое заболевание, а также плохой присмотр за ребенком и сопротивление самого ребенка.
Последствия сексуального насилия могут сказываться в течение всей последующей жизни человека, поэтому специалисты различают ближайшие и отдаленные последствия различных форм насилия. К физическим индикаторам относят различные виды травм и заболеваний, включая повреждения, кровотечения, различные виды инфекций, нервно-психические и соматические расстройства.
Эмоциональные расстройства или дистресс включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы, так как сложившаяся ситуация представляется нереальной и плохо понимается и осознается жертвой насилия; сильные эмоциональные потрясения в связи с отсутствием альтернативных способов выхода из сложившейся ситуации; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появления депрессии, более свойственной для подростков и взрослых; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые чаще всего проявляются по отношению к невиновным в ситуации насилия и формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.
По характеру ответных реакций психологические последствия выделяются:
ü посттравматические стрессовые расстройства;
ü проблемы поведения;
ü расстройства когнитивной сферы;
ü личностные расстройства.
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) – это продолжительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а так же если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избежанию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на три категории.
Первая категория симптомов характеризует повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бессодержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события.
Вторая категория симптомов проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни, а также различным ситуациям, которые случаются в жизни ребенка. Ребенок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.
Третья категория – это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях, чувствах.
Симптомы ПТСР чаще отмечаются у девочек. Для них характерен более высокий уровень навязчивых мыслей, повышенная возбудимость, стыд и страх, так как девочки более уязвимы к повторным стрессам.
Подробно о педагогике:
Анатомо-физиологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Физическое развитие в дошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальные бедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит ди ...
Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разр ...
Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся
начальной школы
Школьное обучение очень часто сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревожности активизирует обучение, делает его более эффективным и успешным, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, идет дезорганизация учебной деятельности. В данном случае жела ...