На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе «риска»:
· семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
· семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;
· семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;
· семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию;
· семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи.
Для этих семей характерным является хаотичная и закрытая структура; отсутствие сформированной структуры семейных ролей; инфантильные супружеские отношения; сильные психологические перегрузки родителей, связанные с высокой конфликтностью в семье.
Специальные исследования выделили поведенческие характеристики родителей, свидетельствующие о жестоком обращении с детьми. Рассмотрим особенности поведения взрослых, которые свидетельствуют о жестоком обращении с ребенком, но не являются бесспорным и однозначным доказательством его вины:
несоответствие состояния ребенка его описанию со стороны родителя;
необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение;
попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба;
несформированная родительская роль и отсутствие желания и возможности в ее формировании;
отказ от посещения ребенка, который находится в стационаре;
неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ребенка;
использование большого количества психологических защит во взаимодействии членов семьи.
Последствия физического насилия – это не только синяки, уши-травмы различной степени, но и проявление энуреза, эпокреза, регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несоответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки и рост агрессивности.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные вещи физического насилия, которое почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие.
В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в семье можно выделить следующие факторы:
Особенности личности ребенка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и т.д.;
Особенности личности родителей: повышенный уровень тревожности, высокий уровень импульсивности, ригидность в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий уровень самооценки, низкий уровень образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов), нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя, наличие у родителей сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения (месть собственным детям за свое искалеченное детство, высокая степень психологической зависимости и нарциссичность, наличие садо-мазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми и т.д.);
Подробно о педагогике:
Упражнения и задания по формированию навыков записи
В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам ...
Дидактические принципы в условиях компьютерного обучения
В последнее время встает вопрос – как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные воз ...
Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по
средством коррекции их тревожности
Правила работы с тревожными детьми: 1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время. 2) не сравнивайте ребенка с окружающими. 3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию 4) способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы ...