Аспекты самооценки

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:

а) операционально-деятельностный;

б) личностный.

Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки воспитателя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Психологи В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин выделяют несколько оснований самооценивания педагогом своих личностных качеств:

а) понимание и осознание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности;

б) эмоциональное отношение и оценивание педагогом особенностей самого себя. Здесь закладывается «Я-концепция» педагога. Постепенно у педагога на основе представлений о себе в отдельных педагогических ситуациях, на основе мнений воспитанников и коллег складывается устойчивая «Я-концепция», придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

На основе этой концепции педагог оценивает всё происходящее в образовательном учреждении в отношении самого себя;

в) способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки; В педагогической деятельности формирование профессиональной самооценки педагога осуществляется поэтапно:

1) Коммуникативный этап, когда в процессе общения и взаимодействия педагога с педагогическим коллективом, воспитанниками и их родителями вырабатываются определенные представления о себе, формируется «образ Я» педагога, вследствие чего проявляется поведение педагога в различных ситуациях образовательного процесса;

2) Этап социально значимой деятельности – собственно педагогическая деятельность;

3) Самопознание – овладение специальными самооценочными знаниями, методами и формами взаимодействия с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.

Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна[3, 56 c.

Подробно о педагогике:

Младшие школьники «группы риска»
К детям «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. К данной категории можно отнести и леворукого ребенка, дете ...

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Школьная форма за рубежом
Школьная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru