Аспекты самооценки

В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:

а) операционально-деятельностный;

б) личностный.

Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки воспитателя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Психологи В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин выделяют несколько оснований самооценивания педагогом своих личностных качеств:

а) понимание и осознание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности;

б) эмоциональное отношение и оценивание педагогом особенностей самого себя. Здесь закладывается «Я-концепция» педагога. Постепенно у педагога на основе представлений о себе в отдельных педагогических ситуациях, на основе мнений воспитанников и коллег складывается устойчивая «Я-концепция», придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности.

На основе этой концепции педагог оценивает всё происходящее в образовательном учреждении в отношении самого себя;

в) способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки; В педагогической деятельности формирование профессиональной самооценки педагога осуществляется поэтапно:

1) Коммуникативный этап, когда в процессе общения и взаимодействия педагога с педагогическим коллективом, воспитанниками и их родителями вырабатываются определенные представления о себе, формируется «образ Я» педагога, вследствие чего проявляется поведение педагога в различных ситуациях образовательного процесса;

2) Этап социально значимой деятельности – собственно педагогическая деятельность;

3) Самопознание – овладение специальными самооценочными знаниями, методами и формами взаимодействия с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.

Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна[3, 56 c.

Подробно о педагогике:

Общее понятие о задержке психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой [41, 42]. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, ...

Сущность методического анализа
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлеж ...

Правила, приемы и средства композиции
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, т ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru