Особенности психического развития

Возраст с (4-5 лет) - дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Возникающее неделимое, естественное для этого периода, т.е стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполнения радости жизни.

В это время ребенок испытывает потребность к удержанию действий через их неистинное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать сказки), овладеть новыми способами действий, он с упоением воспроизводит известное. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения, с помощью речи он учится рассказывать о значимых его событиях, делится своими впечатлениями, он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Также в среднем дошкольном возрасте у детей возникает недостаток любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. В этом возрасте дети очень боятся темноты, это их страх, который пугает их. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка [10].От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничего не угрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появления у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию. Психолог А.В. Запорожец отмечает, что в дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития. Происходит не только увеличение круга представлений, не только расширение умственного кругозора, но и перестройка самой умственной деятельности. Развитие мышление не происходит изолированно, оно связано с более общими изменениями в жизни ребенка, с изменением его к отношения к окружающей действительности. На каждом этапе развития определенный вид деятельности приобретает доминирующее значение в формировании психических особенностей ребенка[18].

В опытах, проведенных в свое время под руководством О.М. Коцевой, ребенок среди нескольких рассказов должен был подобрать один, похожий по замыслу на сюжет басни «Лебедь, рак и щука». Один рассказ был похож на эту басню - по своему внутреннему содержанию. В нем рассказывалось, как дети ссорились никак не могли сговориться по поводу совместной игры, и к каким результатам это привело. Другой рассказ был похож на басню только тем, что в нем были приведены подробности о жизни рака в реке и о взаимоотношении его с щукой. В начале дошкольного возраста мышление ребенка неразрывно связано с его практической и игровой деятельностью, но на следующей ступени развития начинают выделяться познавательные задачи и, соответственно, специальные интеллектуальные действия, направленные на их решение. Знание играет огромную роль в мышлении человека. Однако оно может быть успешно использовано тогда, когда человек овладел методом анализа-синтеза. Только освоив его, он может мыслить: сравнивать и сопоставлять факты, выделять и изучать отдельные стороны каждого факта, обобщать данные, полученные разными наблюдателями, вскрывать общие и действительно существенные зависимости между явлениями жизни и использовать свои знания для решения труднейших задач. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность, увеличивается стойкость внимания.

Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Ребенок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важна похвала. Это приводит их к повышенной обидчивости, представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношение со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В играх начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность.

Таким образом, познание особенностей психофизического развития, и формирование двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться.

Подробно о педагогике:

Культура мышления
Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций [43]. Воздействие на субъект выполняет система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знания ...

Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет
Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям: - Умение сравнивать предметы по их свойствам - Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного ,двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка) - Умение считать до десяти вперёд ...

Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Челябинска, зарегистрирована постановлением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска №674 от 25.07.1995 г. Учредителями школы являются: - Управление по делам образования г. Челябинска, зарегистр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru