Условия развития готовности к межкультурной коммуникации

Страница 1

В процессе формирования готовности к межкультурной коммуникации очень важно обратить внимание и изучить вопрос о стереотипах для того, чтобы иметь четкое представление о том, как нас видят другие и чтобы строить общение с учетом традиционных, и далеко не всегда неверных представлений.

И так, готовность к межкультурной коммуникации - это интегративное личностное новообразование, предполагающее как минимум наличие определенного уровня знания иностранного языка, лингвострановедческих ориентации и коммуникативных умений, имеющее в качестве своих компонентов единство и высший уровень проявления социальной, функциональной и социокультурной компетенций.

Первые фундаментальные исследования по данной проблеме были в нашей стране осуществлены Д.Н. Узнадзе, который работал над феноменом установки. Он отмечал, что «мы называем установкой готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности.

Рассматривая формирование установок у человека как его «готовности к определенной активности», Д.Н. Узнадзе отмечает, что она появляется под воздействием не только действительности, но и слова, речи, вербальных средств общения между людьми.

СЛ. Рубенштейн считает что «установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Установка личности в широком, обобщающем значении заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия личности в целом, включая его психофизиологический строй»

[2; 220].

В.Н.Дружинин толкует установку как «некоторое целостное состояние субъекта, общий настрой, готовность к определенному типу психической деятельности» [2; 301].

Л.А. Кандыбович определяет установку как «готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности» [2; 55].

И так, готовность - особое психическое состояние, позволяющее воспринимать или действовать в определенной ситуации. Готовность может быть актуальная и фиксированная. Актуальная готовность прекращается сразу после завершения регулируемого ею действия и сменяется другой формой. Фиксированная готовность возникает на основе потребности и многократно реализуется в одной и той же ситуации, так как после окончания действия она не исчезает а переходит в потенциальное состояние возможности действовать таким же образом при условии возникновения того же сочетания потребности ситуации [1; 16]. В практике вузовского образования развитие готовности студента к межкультурной коммуникации зависит от взаимодействия внешней и внутренней стороны процесса обучения.

К внешним условиям развития готовности

к межкультурной коммуникации мы относим цели, методы, содержание, средства, источники, компетентность.

К внутренним обстоятельствам (условиям), способствующим повышению эффективности процесса развития готовности студентов к межкультурной коммуникации мы относим ценностное отношение студента к содержанию и способам познания, мотивацию изучения иностранного языка, ожидания и притязания, проектирование профессионально значимых перспектив деятельности. При совпадении внешних условий и внутренних обстоятельств возникает психологическое состояние, называемое установкой. Установка определяет успешность обучения. Исходя из вышеизложенного, установку можно рассматривать как цель обучения иностранному языку по формированию соответствующей готовности. Содержание обучения иностранным языкам направлено на подготовку студента для общения в социально-бытовой, социально-деловой, социально-культурной и общественно-политической сферах деятельности.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Классификация общего недоразвития речи
В настоящее время в логопедии существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские дан ...

Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
В процессе коррекционной работы логопед работал в тесном контакте с воспитателями и родителями, которые закрепляли речевые навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Логопед систематически информировал воспитателей об успехах или недочетах детей на занятиях, для того чтобы в группе к ...

Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе. М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эфф ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru