Своеобразия речевой субкультуры

Страница 3

Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя, учитывая, что Омск - город с ограниченной возможностью социального контроля за детьми, такая высокая самостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.

Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%)

Желание быть похожим

Всего

Девочки

Мальчики

На отца

На мать

На обоих в равной мере

Ни на отца, ни на мать

ИТОГО

14

25

39

22

100

4

35

46

15

100

23

15

35

27

100

По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 подростков отвергает обоих родителей как пример для подражания, из чего можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Конфликты между детьми и родителями обусловлены, как то ни удивительно, полом ребенка. Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

Из всех выше перечисленных результатов можно сделать вывод, что зачастую подросткам необходимо объединяться, т.к. взаимоотношения с родителями, в семье в целом вызывают у большинства подростков чувство одиночества и ненужности. Дети чувствуют себя подавленными, и если они не пойдут ни с кем на контакт, то они просто замкнутся, что в дальнейшем может привести к разложению их личности, к увеличению конфликтных ситуаций и преступности среди несовершеннолетних.

Тематика используемых школьниками речевых оборотов, выражений, слов разнообразна. Я, на основе сделанных мною записей высказываний школьников, выделяем следующие тематические группы:

общепродростковый сленг: бабло – «деньги», клёво – «хорошо», лафа – «нечто хорошее», мафон – «магнитофон», ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха – «расслабление, отдых», слинять – «сбежать с занятий», тормоз – «плохо соображающий», угарать – «веселиться», хавать – «есть, кушать», чувак – «модный парень», стебаться – «шутить» и пр.;

специализированные жаргонизмы связанные с учебой: дирик – «директор школы», классуха – «классный руководитель», физик – «учитель физики», биологичка – «учитель биологии», библия – «библиотека», литра – «литература», инфа – «информатика», общая безнадежность жизни – «ОБЖ», органайзер –«педагого-организатор», сикьюр –«охранник», и др.;

прозвища: Чеченец, Суслик, Сурок, Лом, Малой, Лысый, Боров, Армяша, Изюм, Солдат, Колесо, Дылда, Гном, Хомяк и др.

цитаты из культовых фильмов и книг («Бригада», «Властелин колец», «Буржуй» и т.д.): «Все будет Чикаго!», «Будем думать, что все у нас получится!», «Вася Рогов у аппарата», «Надо, Федя, надо».

Проанализировав лексический состав сленгизмов, употребляемых младшими подростками, я выяснила, что реформы системы образования практически не изменили основных морально-нравственных приоритетов и ценностных установок «корпоративного» сознания носителей школьного жаргона. Новые реалии школьной жизни получают жаргонные наименования практически одновременно с официальными: псих - школьный психолог, мазюкало – штрих-корректор, ломик - фломастер. Новые реалии внешнего мира тоже находят отражение в школьном сленге: братва – учителя, киллер – классный журнал, секонд-хенд – школьный гардероб. Продуктивным является и переосмысление компьютерной терминологии: база данных – классный журнал, сканировать – списать, дискета – учитель информатики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Формирование звуковой стороны речи в онтогенезе
По мнению Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой [2], анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата продолжают своё становление после рождения ребёнка и достигают зрелого уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития. При нормальном ...

Событие на уроке русского языка
В начальной шко­ле одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоя­тельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся эт ...

Ловкость как часть координационных способностей
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976). Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия ( ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru