Своеобразия речевой субкультуры

Страница 2

Конечно, одновременно школьник является носителем и индивидуальной формы речи (идиолекта), отражающей его социальное, региональное и этническое происхождение, уровень его образования и культуры и т.д. Такая двойственность школьника как языковой личности обусловила определенные особенности его идиолекта, который включает в себя элементы разных форм русской национальной речи: литературный язык, устную разговорную речь, групповые жаргоны и т.п., а также особую характеристику речевого портрета современного школьника.

Внимательно изучив факторы, влияющие на вступление подростком в субкультуры, я провела анкетирование в трех параллельных 11 классах СОШ №116. Моя задача была выявить взаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы.

В последние годы, в результате социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Мне было интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников, %

Приобретение интересной профессии

Личные денежные трудности

Денежные трудности семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьного материала

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Здоровье членов семьи

Отсутствие фирменных вещей

Будущее

79

11

28

21

6

2

6

4

58

53

4

20

Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.

Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.

И, наконец, взаимоотношения между родителями. В последнее время число разводов и ссор увеличилось, что связано с постоянной занятостью обоих партнеров. Но, анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами, можно предположить позитивный эффект на осуществление семьей воспитательной функции: повысится социальный контроль за детьми, они будут расти более здоровыми, ухоженными, мать будет уделять больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сузит ее кругозор, замкнет ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать хорошие и полезные рекомендации.

Адресаты обращений старшеклассников за советом, %

Мать

Отец

Старший брат (сестра)

Друг(подруга)

Кто-либо еще (бабушка, дядя и др.)

Ни с кем не советуются

68

23

6

36

6

28

Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 68% подростков советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что это место займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

ТРИЗ – рабочий инструмент диалектики
ТРИЗ использует законы материалистической диалектики [5] для организации творческой деятельности. Механизмы ТРИЗ позволяют инструментализировать эти глобальные законы развития в применении к частным задачам изобретательского творчества. Методологический анализ этих разработок должен способствовать ...

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

«Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в организации детской жизни
Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru