В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательной деятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития. Конечной целью эстетического образования и воспитания является формирование творчески активной личности, личности неповторимой, оригинальной.
На современном этапе развития общества важное место занимает направленность образовательных и воспитательных задач трудовой подготовки будущих производителей материальных и культурных ценностей на формирование личности, владеющей эстетической культурой, знаниями народных художественных традиций и законов дизайна, практическими умениями эстетического преобразования окружающей предметной среды.
Решение этих задач в образовательной области "Технология" лежит в плоскости организации в школах системы эстетического воспитания и эстетического образования, развития у учащихся творческого начала, способностей воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по "законам красоты".
Анализ социологической, философской, педагогической и психологической литературы позволил установить, что вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи, стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов [20; 30; 9].
В античные времена почти единственным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитания понимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитания считали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимый элемент в систему подготовки универсально образованного человека.
По мнению утопистов (Т. Мор, П. Оуэн, Сен-Симон и др.) эстетическое воспитание - это дело всего общества, средство развития личности, формирование ее высоких гражданских и нравственных качеств. Одна из важнейших идей утопистов – идея всеобщности эстетического воспитания, равного участия всех людей в производстве и потреблении эстетических ценностей.
В процессе анализа научно-педагогической литературы (Ю.И. Иванова, Ю.Ф. Катхановой, Б.М. Неменский и др.) установлено, что эстетическое воспитание является высшим достижением педагогики и психологии, оно развивается на "стыке" ряда других общественных наук и основывается на методологических установках теории воспитания
В процессе анализа педагогической литературы, установлено, что педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. [28, 30].
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания. [4]
Особое место занимает эстетическое воспитание в школе, где оно становится делом всей учебной и вне учебной жизни школы. Эстетическое воспитание ребенка должно основываться на его приобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться его эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предмету труда, к орудиям, к созданию в труде продуктов. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и к искусству [5; 16; 21; 35].
На занятиях по технологии обработки материалов учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают начальные навыки художественно-творческой деятельности. Изучение в рамках образовательной области "Технология" проектирования одежды дает общее направление эстетического воспитания и творческого развития учащегося. Цели и задачи занятий по проектированию одежды придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.
Подробно о педагогике:
Методика работы по развитию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...
Приемы и способы повышения эффективности
запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте
Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания, и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными. По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов ...
Проведение экспериментальной работы по развитию познавательного интереса
На основании диагностики уровня познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте мы пришли к выводу, что необходимо применять такие формы и методы работы с детьми, которые будут способствовать её активизации и актуализации. Для формирования и актуализации познавательного ин ...