Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема

Актуально о образовании » Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды » Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическая проблема

Страница 2

Отечественная педагогика уделяет должное внимание эстетическому воспитанию. По мнению отечественных педагогов, таких как В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев и многих других, считается, что начинать процесс эстетического воспитания следует с развития "внешних чувств"; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только "художественных" дисциплин, но и дисциплин естественнонаучных, в ручном труде и т.п. [3; 21; 31].

В процессе анализа психологической литературы, установлено, что психологической наукой подчеркиваются некоторые особенности эстетического воспитания детей. Восприятие искусства детьми и детское творчество, а, следовательно, художественное воспитание и образование детей имеют свои особенности. Характеризуя некоторые из этих особенностей в психологическом плане, ученые отмечают особо важную роль эмоционального фактора в жизни детей. При этом эмоциональное восприятие ребенком явлений действительности тем более сильно, чем теснее оно связано с работой воображения, с "мысленным действием". Приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активного целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетических отношений к миру, приносят ему такие эстетические ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни в практической своей жизни, ни в каких-либо других источниках.

Психологическими критериями измеряются способности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние. [26; 27].

Эстетическое обучение и воспитание является неотъемлемой частью методологии гармонического развития личности как общечеловеческой ценности. У детей развивают эстетическое чувство, эстетическое сознание и как следствие этого эстетический вкус.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояние потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Центральное место в эстетическом образовании школьников, развитие у них эстетических творческих способностей занимает эстетический вкус. Он несет в себе большую печать индивидуальности. Именно она превращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, которая способствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.

Развитие эстетического вкуса является важной педагогической задачей включения учащихся в процесс творчества. Он создает гармонию в индивиде, устанавливая её между чувственно эмоциональной и интеллектуальной жизнью.

Эстетический вкус- это способность человека по чувству удовлетворенности или не удовлетворенности дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного.

Эстетическое сознание, которое включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.[15]

Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает у школьников художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала. Художественно-эстетический вкус- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять, подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценивать его. На этой основе развивается способность эстетического суждения - доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Понятие и сущность моделирования образовательной среды
Моделирование (от французского «образец», «прообраз») - это метод научного исследования заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала. Так определяет пон ...

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...

Виды практических занятий и методики группового их проведения
Семинарское занятие - это форма учебного занятия, на котором преподаватель организовывает дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Оно проводиться в аудитории или в учебном кабинете с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru