С уровнем развития иноязычных способностей можно соотнести понятия «сильный», «средний», и «слабый» ученики.
«Сильным» можно считать ученика, владеющего рациональными приемами учебной деятельности и обладающего значимым объемом вербальной памяти, с хорошо развитыми памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления и высоким уровнем развития внимания, то есть способностью сосредоточиться на предмете деятельности.
«Средним» учеником может оказаться школьник, не обладающий значительным показателем объема вербальной памяти, а также способностью к вероятному прогнозированию, не имеющий сильной внутренней мотивации и сильной воли, что позволяет ему добиваться определенных результатов в учении, но не обеспечивает легкость и быстроту процесса формирования навыков и умений иноязычной речевой деятельности.
«Слабым» считается ученик, у которого плохо развиты навыки учебной деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации.
Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми иностранным языком, является их опыт владения родным языком.
Нельзя не упомянуть еще об одном факторе, особенно важном для маленьких учеников – фактор успеха. При организации обучения иностранному языку вообще, и контроля в частности, важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету.
Дети очень чувствительны к оценке, которую дает им учитель. Так, дети 3-го класса, так же, как шестилетки, все еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «Ты сделал это плохо» - они понимают так: «Ты плохой» - и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя. Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили [5, c.5-11]. Она включает в себя четыре компонента:
1. доброжелательное отношение к ученику как к личности;
2. положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
3. конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;
4. конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Оценка должна включать в себя все эти компоненты, даже если результат работы ученика отрицательный. Она может являться дополнительным стимулом и средством самоконтроля учащихся:
a) пятерку получит тот, кто сумеет рассказать все о своем друге: что он любит, умеет и как выглядит;
б) если ты хочешь получить пятерку, расскажи еще, что ты ешь на завтрак, на обед и на ужин и т.д.
При ориентировании на критерии учителя у детей формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля: «Вот как нужно рассказывать (читать, писать), чтобы получить отличную оценку».
Учет психологических особенностей детей и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе [7, c.93].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: при обучении детей иностранному языку необходимо строго учитывать их психологические и индивидуальные особенности, иначе не будет успешным формирование любых навыков и учитель не получит желаемых результатов.
Подробно о педагогике:
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных
условиях
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания – это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юн ...
К методике проведения практической работы «Распознавание удобрений»
В круг экспериментально изучаемых удобрений необходимо включить: аммофос, аммиачную селитру, хлорид калия, фосфоритную муку, сульфат аммония, суперфосфат (простой, двойной), карбамид, сульфат калия. Включение в число удобрений для изучения в курсе химии карбамида — органического вещества — наряду с ...
Педагогическое значение произведений устного народного творчества
Понятие "народная педагогика" включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. "Народная педагогика" древнее академической науки "педагогики". Древний чел ...