Возрастные особенности личности в развитии эмоционально-волевой сферы

Страница 2

Умения и навыки являются основой для формирования соответствующих привычек поведения, которые включают в себя совокупность действий и поступков и являются психологическими образованиями, возникающими как результат условно-рефлекторной деятельности индивида. Разрабатывая концепцию формирования качеств как психологических образований личности школьника, Л. И. Божович отмечала, что по своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом доминирующего для данного качества мотива и специфических для него форм поведения, «костяком» личностного качества. «Качество личности, — указывала она, — по существу и является результатом устойчиво закрепившейся привычки». [18].

Под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Однако данное определение сущности личностного качества раскрывает только его социальный аспект и не отражает психологической природы. Его можно принять с определённой долей условности, когда речь идёт о взрослом человеке, личность которого характеризуется наличием совокупности интегративных качеств, сформировавшихся и проявляющихся в условиях устойчивого образа жизни. Известно, что в младшем школьном возрасте происходит воспитание простейших личностных качеств, основу которых составляют соответствующие привычки — результат многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Наблюдения за поведением и деятельностью младших школьников свидетельствуют о том, что определённое качество личности характеризуется устойчивостью проявления не в любых, а только в относительно одинаковых условиях и ситуациях.

С другой стороны, личность школьника представляет собой интенсивно развивающуюся систему. Она постоянно и непрерывно испытывает на себе не только формирующие влияния условий внешней среды, но и разнообразные целенаправленные воспитательные воздействия, вызывающие соответствующие изменения в психологической структуре личностных качеств, которые определяют изменения в его поведении и деятельности. Итак, качество личности есть динамичная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих ее потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы, содержание и структура которых определяют субъективные отношения человека к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в его поведении и деятельности.[24]

Любое качество личности выступает как неразрывное (взаимосвязанное) единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которое выражается в его структурной и содержательной характеристиках. Отдельные личностные качества (например, ответственность, самостоятельность, бережливость, убежденность, патриотизм, трудолюбие и др.) являются сложными, интегративными психологическими образованиями, включающими в себя совокупность не только привычных способов поведения, но и более простых качеств. Так, самостоятельность как качество личности представляет собой сложное интегративное образование, включающее в себя большое количество менее сложных в структурном и содержательном отношениях личностных качеств. Его формирование начинается еще в дошкольном возрасте. Приобретая устойчивость в деятельности и поведения, которые выступают основой таких качеств, как собранность, сосредоточенность, аккуратность, точность, последовательность, старательность, усидчивость, инициативность. Личностные качества - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. [29].

Деятельность в процессе физического воспитания и занятий спортом

Мотив, отражающий в сознании потребность и объект ее удовлетворения (цель), имеет следствием сознательное побуждение, приводящее человека к целенаправленной активности, связанной с достижением цели. Если мотив устойчив, а цель, которую ставит перед собой человек, имеет общественную значимость, то вызываемую ими активность человека называют деятельностью. Таким образом, деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием "внутреннюю" (психическую) и "внешнюю" (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.

Если цели, которые ставит перед собой человек, и мотивы, их отражающие, имеют спортивную направленность (занятия спортом составляют предмет, содержание деятельности), то вызываемая ими активность называется спортивной деятельностью. Особенности спортивной деятельности. Спортивная деятельность по своему воздействию на организм человека занимает особое место. Если трудовая деятельность, связанная с двигательной активностью человека, направлена главным образом на изменение в нужном направлении внешней среды, то спортивная деятельность, также связанная с двигательной активностью направлена на совершенствование главным образом самого человека, притом не только его физических качеств, но и психических. Этому способствует связь двигательной сферы человека с самыми различными психическими актами.[21]

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru