Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Актуально о образовании » Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста » Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Страница 2

Л.С. Выготский утверждает, что восприятию на самых ранних ступенях развития присущи структурность и целостность. Ребенок воспринимает объекты целостно, а не отдельные его части. [21, 765]

Ортоскопичность – мы видим предметы правильно, той величины, формы и цвета, какими они являются постоянно. [21, 760]

Категориальность и предметность, или осмысленность, в том, что возникающие в восприятии чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. [26,227]

Историчность восприятия заключается в том, что оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувствительность человека. [26,238]

Восприятие меняется с возрастом человека и восприятие ребенка отлично от восприятия взрослого человека. Выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский говорит о том, что на протяжении развития ребенка возникают новые психологические системы, внутри которых восприятие действует и внутри которых оно и получает ряд свойств. В процессе детского развития возникает связь функций восприятия с функцией эйдетической памяти, слияние функций наглядного мышления с функциями восприятия (восприятие предмета как такового не в состоянии отделить от значения, смысла этого предмета), связь речи и слова с восприятием (обычный ход восприятия изменяется, если ребенок не просто воспринимает, а рассказывает воспринимаемое). Наряду с образованием новых межфункциональных связей восприятие в процессе развития «освобождается» от целого ряда связей, характерных для него на ранних ступенях развития. [21, 768]

Теория восприятия строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Анализатор – это термин, введенный И.П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические для данного анализатора ощущения. [,45] Иначе говоря, под анализаторами подразумевают образования, осуществляющие познание внешней и внутренней среды организма. [146] Существует обобщенная схема действия анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей. Периферический конец, то есть рецептор, непосредственно обращен во внешнюю среду. Это сетчатка глаза, улитковый аппарат уха, чувствительные приборы кожи и т.п., которые через проводящие нервы соединяются с мозговым концом, т.е. определенной областью мозговой коры. Отсюда затылочная кора является мозговым концом зрительного, височная – слухового, теменная – кожного анализаторов. В свою очередь, мозговой конец уже в коре больших полушарий разделяется на ядро, где осуществляется наиболее тонкий анализ и синтез тех или иных раздражителей.[147]

Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями на органы чувств, точнее воздействия на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический вид для каждого из них. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми свойствами. [25; 26;27]

Группа педагогов и психологов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершении практической деятельности ребенка. [8; 13;19]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru