Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Актуально о образовании » Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста » Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Страница 6

Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.

Пятый этап – формирование у ребенка словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.

Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).[41;93]

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Педагоги и психологи пришли к выводу, что умение воспринимать само не образуется и детей нужно учить действиям восприятия. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель.

В области развития восприятия цвета были предложены разные пути развития.

Ф. Фребель в свое время разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Он советовал родителям подвешивать над колыбелью ребенка предметы разной геометрической формы (Ф. Фребель называл их «дары»: шар, куб, цилиндр), меняя их цвет, величину, высоту над колыбелью. Он менял расстояние так, чтобы начинал тянуться к предметам рукой, доставать их, схватывать, ощупывать.[29,89]

Ф. Фребель организовал детский сад, где и включил для развития умственных способностей детей, разработанные им игры и игровые средства.

Среди игровых средств Фребеля формирующих восприятия цвета были: войлочный мячик, различной окраски (цвета радуги и белый), подвешенный на веревочке, демонстрирующий ребенку разные цвета, а также разные виды и направления движений. Из детского сада Фридриха Фребеля заимствованы игры типа «мозаика». Фребель считал, что бусы разного цвета, изготовленные из керамики, стекла и дерева, нанизанные по своему усмотрению на нитки или тесемки и используемые потом для игры или в декоративных целях, развивают у детей художественный вкус, знакомят с понятием «множество», помогают понять количественные обозначения, способствуют развитию сноровки пальцев, сконцентрированности внимания, выдержки и точности. [12,59]

Мария Монтессори, итальянский педагог, доктор медицинских наук, известна тем, что создала специальную школу, для того, чтобы помочь адаптироваться детям страдающим слабоумием. М. Монтессори придумала необычные пособия и игры, с помощью которых малыши изучали окружающий мир доступным им способом – опираясь на чувственный опыт. [30,11] С помощью дидактического материала Монтессори, упражняются органы чувств.

Отечественная педагогика отмечает слабые места теории Монтессори, указывая на то, что: во-первых, внешние признаки предметов абстрагированы, отделены от реальных предметов, явлений; во-вторых, ребенок работает с материалом самостоятельно (так как он построен по принципу автодидактизма), в результате ребенок тонко различая, например, цвета и оттенки, не может их назвать, сравнить и обобщить, применить в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнения с дидактическим материалом. Без руководства взрослого богатый сенсорный опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка. [4,143]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Понятие общего недоразвития речи и его причины
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [17]. Являясь системным нарушением, общее недоразвитие проявляется в типичны ...

Практическое усвоение конструкций сложных предложений
После усвоения детьми предшествующего материала и многократного закрепления его, логопед приступил к обучению детей применять грамматические конструкции в сложных предложениях. Первоначально логопед отрабатывал с детьми структуру сложносочиненного предложения, используя соединительный союз «и» (На ...

Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса
Неоспоримый факт, что «конечный продукт» педагогической деятельности учителя — духовный мир его воспитанников — их жизненная позиция, общая культура, мировоззрение, эрудиция, достигнутый уровень воспитанности и развития. Для того чтобы реализовать эту высокую задачу педагог должен обладать совокупн ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru