Особенности развития познавательного интереса у младших школьников

Страница 1

Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших школьников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации.

Особая роль в формировании познавательной активности отводиться начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.

Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обучения грамоте. Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы. Сознательное усвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил – значительный этап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающие занимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.

Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:

Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.

Логические задачи – отгадывание загадок; чтение логического рассказа – загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса

Творческие задания:

Творческие рассказы – сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ – сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности – передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Модель учебного предмета
Большую роль играет моде­лирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальней­ший анализ. Поскольку в учебной модели изображается ...

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Характеристика звукового состава русского языка
В разделе "Фонетика" М.А. Теленкова [5] отмечает, что каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из лёгких, моделируется колебаниями голосовых связок, расп ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru