Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

Страница 4

В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. В зависимости от сущности затруднений детей должен определяться характер и содержание этой помощи. Если нормально развивающимся дошкольникам может быть достаточно лишь побуждения к размышлению, то детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь: от побуждения к более внимательному рассмотрению образа до совместного с ребенком выделения и объединения всех существенных признаков в единое смысловое целое, формирования умения использовать в процессе анализа окружающего мира личный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанный со сменой времен года.

К концу дошкольного возраста многие дети с ЗПР еще не стремятся самостоятельно аргументировать свой выбор времени года, им требуется побуждение взрослого, в то время как большинство нормально развивающихся сверстников в этом уже не нуждается. Детей с ЗПР необходимо специально учить самостоятельно аргументировать свои гипотезы в процессе формирования их представлений об окружающем мире, опираться на свой жизненный опыт, яркие впечатления.

Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире. Начиная правильно анализировать и выделять признаки времени года, ребенок может с легкостью "уходить" от начатого размышления, углубляясь в несущественные подробности, "цепляясь" и "зависая" на ярких впечатлениях, не замечая, что теряет нить своих размышлений, меняя смысловые акценты. Помощью в этих случаях является эмоционально-смысловой комментарий к размышлениям ребенка со стороны взрослого, который помогает ему понять второстепенный характер описываемых деталей и вернуться к смыслу решаемой задачи [22].

Таким образом, в связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов; им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические, нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Страницы: 1 2 3 4 

Подробно о педагогике:

Отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и навыков у дошкольников
Наш детский сад в течение 2008-2009 учебного года работает над проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела "Трудовое воспитание" является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой "Детство". Организация процесса по ...

Примерный тематический план занятий подготовительной группы
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Физическая культура и спорт в РФ Краткий обзор развития гимнастики в РФ Гигиена, врачебный контроль Общая и специальная физическая подготовка Основы техники гимнастических упражнений Акробати ...

Методика организации массового праздника
Единство воспитательных задач и конкретного содержания праздника – первоочередное условие его эффективности. Методически четкая организация массового праздника предполагает, прежде всего, тщательную подготовку. Довольно часто в школах о предстоящем празднике вспоминают слишком поздно и начинают гот ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru