В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. В зависимости от сущности затруднений детей должен определяться характер и содержание этой помощи. Если нормально развивающимся дошкольникам может быть достаточно лишь побуждения к размышлению, то детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь: от побуждения к более внимательному рассмотрению образа до совместного с ребенком выделения и объединения всех существенных признаков в единое смысловое целое, формирования умения использовать в процессе анализа окружающего мира личный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанный со сменой времен года.
К концу дошкольного возраста многие дети с ЗПР еще не стремятся самостоятельно аргументировать свой выбор времени года, им требуется побуждение взрослого, в то время как большинство нормально развивающихся сверстников в этом уже не нуждается. Детей с ЗПР необходимо специально учить самостоятельно аргументировать свои гипотезы в процессе формирования их представлений об окружающем мире, опираться на свой жизненный опыт, яркие впечатления.
Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире. Начиная правильно анализировать и выделять признаки времени года, ребенок может с легкостью "уходить" от начатого размышления, углубляясь в несущественные подробности, "цепляясь" и "зависая" на ярких впечатлениях, не замечая, что теряет нить своих размышлений, меняя смысловые акценты. Помощью в этих случаях является эмоционально-смысловой комментарий к размышлениям ребенка со стороны взрослого, который помогает ему понять второстепенный характер описываемых деталей и вернуться к смыслу решаемой задачи [22].
Таким образом, в связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов; им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические, нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.
Подробно о педагогике:
Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Ч ...
Принципы демократизма, гуманизма и народности
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечени ...
Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает использование активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного пост ...