Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

Страница 4

В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. В зависимости от сущности затруднений детей должен определяться характер и содержание этой помощи. Если нормально развивающимся дошкольникам может быть достаточно лишь побуждения к размышлению, то детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь: от побуждения к более внимательному рассмотрению образа до совместного с ребенком выделения и объединения всех существенных признаков в единое смысловое целое, формирования умения использовать в процессе анализа окружающего мира личный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанный со сменой времен года.

К концу дошкольного возраста многие дети с ЗПР еще не стремятся самостоятельно аргументировать свой выбор времени года, им требуется побуждение взрослого, в то время как большинство нормально развивающихся сверстников в этом уже не нуждается. Детей с ЗПР необходимо специально учить самостоятельно аргументировать свои гипотезы в процессе формирования их представлений об окружающем мире, опираться на свой жизненный опыт, яркие впечатления.

Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире. Начиная правильно анализировать и выделять признаки времени года, ребенок может с легкостью "уходить" от начатого размышления, углубляясь в несущественные подробности, "цепляясь" и "зависая" на ярких впечатлениях, не замечая, что теряет нить своих размышлений, меняя смысловые акценты. Помощью в этих случаях является эмоционально-смысловой комментарий к размышлениям ребенка со стороны взрослого, который помогает ему понять второстепенный характер описываемых деталей и вернуться к смыслу решаемой задачи [22].

Таким образом, в связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов; им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические, нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Страницы: 1 2 3 4 

Подробно о педагогике:

Реализация информационных технологий на уроках физики
Тема проекта: «Новые информационные технологии в преподавании физики». Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах. Предмет исследования: Обучающая среда школьного курса физики. Цель проекта: внедрение новых информационных технологий в преподавание физики как средство повышения позн ...

Творческие задания как средство развития письменной речи
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всест ...

Общие требования к методам обучения
Целесообразность применения того или иного метода (методического приёма) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями. Соответствие п ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru