Виды нарушений развития и их причины

Актуально о образовании » Коррекционная педагогика » Виды нарушений развития и их причины

Страница 1

Содержание учебного материала

Понятие «норма» и «отклонения» в психическом и личностном развитии.

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей.

Нарушения в соматическом, психическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).

Этиология нарушений нервно-психического развития. Эндогенные и экзогенные факторы риска патологии.

Классификация причин: по времени воздействия на организм ребенка (пренатальные, натальные, перинатальные); по происхождению (органические, функциональные).

Учение о психическом дизонтогенезе (В.В.Лебединский). Классификация дизонтогенеза.

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Основные понятия: аномалия, дети с патологией развития, дети с дефектами развития, дети с отклонениями в развитии, дети(лица) с особыми образовательными потребностями, дефект, дизонтогенез, недоразвитие, нарушение развития, норма, отклонение, экзогенные, эндогенные причины.

Ведущие идеи: Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической деятельности.

Содержание учебного материала как свидетельствует мировой и общественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дезадаптация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая , познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эта и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Норма – ( лат. «norma») – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Аномалия – ( греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий,объединяемых термином дизонтогенез», которым обозначают любые формы нарушений онтнгенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройства-волевой сферы и поведения,ьчто обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

Виды нарушений, их классификация.

К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин:

• дестабилизация общества и семей;

В настоящее время единых принципов классификации и отклонениям в развитии.

В настоящее время единых принципов классификации в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью ( с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний ( шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе М.А. Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях сотклонениями в развитии» (1967).

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Сущность и основные характеристики готовности к межкультурной коммуникации
Центральное место, в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации. Эта проблема наиболее актуальна сегодня, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и в связи с этим остро встал вопрос о воспитании терпимости к чуж ...

Формирование личностных качеств в процессе воспитания
Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то о ...

Разработка урока теоретического обучения
В результате определения предметно-познавательной деятельности учащихся, конкретизации цели, а также выбором средств и методов обучения мной был разработан и методически обеспечен урок теоретического обучения. Тема урока: «Виды баз данных». Цель урока: 1) Обучающая - сформировать знания о видах баз ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru