Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н.С.Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
Развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Очень важная задача – развитие у ребёнка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение – весело или грустно, шутливо или серьёзно и т.д.).
А.М.Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребёнок не контролирует её.
По мере усвоения требований со стороны взрослых ребёнок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.
Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребёнок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определённых возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.
7) развитие речевого слуха и речевого дыхания;
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка.
Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:
· фонематический слух;
· звуковысотный слух;
· восприятие темпа речи и голоса;
· ритмический слух.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, т.е. слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонетический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, чёткое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами [Максаков А.И., с.4].
При усвоении звуковой стороны языка, отмечает Д.Б.Эльконин (1964), фонематический слух выступает дважды: один раз на его основе задается образец произношения звука, другой раз – результат действия.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
8) воспитание культуры речевого общения
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Необходимо, чтобы ребёнок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует подавать руку.
Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребёнка в момент публичной речи: отвечая на занятиях, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет;
2 этап – от 3 до 5 лет;
3 этап – от 5 до 7 лет [Сохин Ф.А.]
Подробно о педагогике:
Зарубежный опыт итоговой государственной аттестации
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, ...
Особенности
использования проблемного обучения в начальной школе
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала. Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отд ...
Культурная социализация молодежи
Социализация личности – это процесс, обусловленный экономическими, экологическими, политическими, идеологическими и культурными условиями жизни общества [4, с. 42]. И без хорошей стратегии воспитания ни один молодой человек не пройдет успешно процесс социализации личности. Широкое исследование соде ...