Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н.С.Карпинская отмечает, что, сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
Развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Очень важная задача – развитие у ребёнка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе.
У детей старшего возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность речи других, т.е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение – весело или грустно, шутливо или серьёзно и т.д.).
А.М.Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребёнок не контролирует её.
По мере усвоения требований со стороны взрослых ребёнок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.
Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребёнок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определённых возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.
7) развитие речевого слуха и речевого дыхания;
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка.
Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:
· фонематический слух;
· звуковысотный слух;
· восприятие темпа речи и голоса;
· ритмический слух.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, т.е. слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонетический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, чёткое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами [Максаков А.И., с.4].
При усвоении звуковой стороны языка, отмечает Д.Б.Эльконин (1964), фонематический слух выступает дважды: один раз на его основе задается образец произношения звука, другой раз – результат действия.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
8) воспитание культуры речевого общения
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Необходимо, чтобы ребёнок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует подавать руку.
Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребёнка в момент публичной речи: отвечая на занятиях, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет;
2 этап – от 3 до 5 лет;
3 этап – от 5 до 7 лет [Сохин Ф.А.]
Подробно о педагогике:
Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников
Младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ребёнка, его сторону общения. Стиль общения взрослого определяет их поведение в классе во время ...
Способы формирования коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...
Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...