Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи

Актуально о образовании » Звуковая сторона речи » Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи

Страница 3

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом важно обеспечить постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития (А.И.Максаков, Г.А.Тумакова). Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над всеми элементами звуковой стороны речи – над темпом речи, силой голоса, интонацией. В этих умениях заложено наиболее важное условие становления всех сторон речи и особенно ее связности. Работа над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчленённость речи, нечёткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания. В младшем дошкольном возрасте необходимо научить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирования чёткой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произношение согласных звуков (их последовательность достаточно подробно обоснована в работах логопедов) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Для работы с произношением используются игры и упражнения, направленные на развитие умения детей дифференцировать родственные по месту образования звуки в небольших речевых единицах. Затем отрабатывается дифференциация твердых и мягких согласных, дети подводятся к правильному произношению шипящих.

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни, ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков (Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичева, Г.А.Тумакова). Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются и элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания – темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. М.М.Алексеева считает, что от владения ребенком произносительной нормой и использования просодических единиц, будет зависеть стиль его связной речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких. В работе с детьми средней группы используют термины «звук» и «слово». Дети начинают понимать, что звуки в слове разные. Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. У детей развивается осознание произносительной стороны речи.

Основной задачей работы с детьми шестого года жизни по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Сущность понятия "коммуникативные универсальные учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Сущность воспитания, его цели и задачи
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru