Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Актуально о образовании » Историческое краеведение как элемент современного исторического образования » Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Страница 1

В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. В основе таких факультативов м кружков лежат уроки краеведения.

Факультатив по краеведению удачно сочетает в себе многие лучшие формы, методы, приемы как внеклассной, так и урочной системы работы с учащимися.

Основной задачей факультатива является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся.

Важнейшими путями решения этой задачи является:

Расширение знаний за счет увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии и др.;

Рост удельного веса и изменение характера самостоятельной работы учащихся;

Вовлечение школьников в атмосферу научного поиска[8, С. 43].

Факультативные занятия – одна из гибких форм более оперативного и полного отражения в школьном образовании современных достижений науки. Факультатив позволяет вносить существенные дополнения в содержание знаний учащихся без изменения учебного плана, программ и учебников. Более чем 20-летний опыт проведения факультативов принес не только успехи в их работе, но и выявил ряд недочетов. Основные из них – низкий теоретический и методический уровень проведения и однообразие форм и методов занятий. Руководители факультативов редко используют в занятиях памятники истории и культуры, которые непосредственно находятся на местности, изучаемой ими. Нередко краеведческие факультативы превращаются в обыкновенные дополнительные занятия или кружки по истории.

Проведение факультативных занятий по краеведению требует от учителя:

Изучения методологических основ школьного исторического краеведения;

Ознакомления с источниками по истории края, историографией и библиографией опубликованных работ;

Непосредственного участия в изучении истории края и приобщения учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

На факультативных занятиях должно быть уделено особое внимание формированию устойчивых интересов к исторической науке, а чтобы факультатив был интересен для учащихся по содержанию, необходим постоянный научный интерес учителя к истории края. Учитель должен сам заниматься исследовательской работой в этом плане и именно в конечном итоге приводит к активной работе учащихся.

Главные особенности факультативных занятий:

- углубленное теоретическое изучение нового материала;

- разнообразие форм и методов работы;

- самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования;

- соблюдение принципов интереса и добровольности участия.

Для того чтобы факультативный курс был интересен, выбирают проблемы из истории края, способствующие углубленному изучению истории. Эти проблемы располагают достаточной источниковедческой базой, способствующей углубленному изучению истории [6, С. 178].

Таким образом, факультативы по изучению малых народностей нашей страны очень ценны, они создают учащимся естественные условия для самостоятельных исследований и выводов по различным, очень важным вопросам отечественной истории, что расширяет историческое мировоззрение учеников.

Кроме факультативов есть масса форм внеклассной краеведческой работы. Она подразделяется на массовые, групповые, индивидуальные. Массовые формы краеведческой работы – вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы; создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками исторических событий. Групповые формы внеклассной работы по краеведению – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции; выпуск газет, журналов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Творческие задания как средство развития письменной речи
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всест ...

Решение простых и составных задач
Следующий важный вопрос касается решения простых и составных задач. С математической точки зрения простой называют задачу, которая решается одним действием. Всякая числовая задача, разрешимая не одним действием. Всякая числовая задача, разрешимая не одним, а несколькими действиями, в соответствующе ...

Физкультурное занятие как основная форма организации обучения физическим упражнениям
Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений, содействуют развитию ра ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru