Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Актуально о образовании » Историческое краеведение как элемент современного исторического образования » Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Страница 2

Индивидуальные формы работы по краеведению предполагают чтение литературы по местной истории, работу с документами.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вытекает, вырастает кружковая работа. Результаты занятий в кружке часто выносят на общешкольные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы…»[3, С. 27]. Известный методист А.А. Вагин подчеркивал, что кружок является наиболее гибкой формой, помогая становиться центром целого ряда внеклассных мероприятий. Сейчас в школах популярны краеведческие кружки двух видов:

1) охватывающие весь комплекс краеведческого материала;

2) тематические предметные кружки.

Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях: теоретическом (лекции, беседы) и практическом ( экскурсии, походы). В программе работы кружка важно выделить два момента: единство истории края, его частей с историей страны в целом и особенности исторического развития края.

Годовой план работы кружков составляется, включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка в плане пишутся различные формы его работы: встречи, конференции…

Работа кружков заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На итоговом занятии заслуживается краткий отчет, а также 2-3 лучших доклада, характеризующие основные направления работы кружка.

Основным методом работы кружка является самостоятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно над ней работает. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает умениями и навыками самостоятельной исследовательской деятельности[20, С. 79].

Таким образом, в процессе работы кружка накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, фотоматериалов, а также разработки вечеров, конференций и т.д.

Все эти материалы можно и нужно сосредоточить в школьных музеях и использовать в учебно-воспитательной работе.

Историко-краеведческие кружки по мере их развития и увеличения нередко перерастают в школьные ученические общества, а затем в клубы. Общество и клуб являются высшей формой внеклассной краеведческой работы в школе. Часто они имеют свой девиз, устав. Состав руководителей, планы работы клуба учреждаются на педагогическом совете школы. Клубы организуются в тех школах, где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер.

Члены клуба участвуют в археологических экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный кругозор.

Внутри клуба проводятся различные виды работы: викторины, олимпиады, экспедиции, конференции.

Факультативы, клубы, кружки расширяют кругозор, мировоззрение школьников, помогают педагогам в воспитательной работе, оставляют богатейшие фонды профессиональным историкам-краеведам [5, C. 197].

Популярность музеев в последнее время возросла необычайно. Печать отмечает музейный «бум».

Музей – это научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.

Музейная сеть в России включает в себя музеи естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, архитектурные, музыкальные и др. Особым видом музеев являются созданные на основе памятников истории и культуры музеи-ансамбли и мемориальные музеи.

Большим разнообразием профильных групп отличаются исторические музеи. Среди них - общеисторические, археологические, этнографические, мемориальные и др. Общеисторические музеи посвящены истории страны, республики, города и т.д. Например, Государственный исторический музей в Москве, Государственный краеведческий музей г. Пятигорска и многие другие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Методические рекомендации по обучению общению младших школьников
Овладение коммуникативной культурой, культурой общения дается ребенку нелегко. Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения. Целесообразно планировать в ...

Констатирующий эксперимент: уровень восприятия детьми книжной иллюстрации
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...

Технология обучения письму
Рассмотрим технологию обучения письму на начальном этапе. Здесь закладываются основы графических и орфографических навыков. Письмо используется для лучшего усвоения учащимися английского языка, языкового и речевого материала. Обучение письму включает: ознакомление и тренировку в написании букв; осв ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru