Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Актуально о образовании » Историческое краеведение как элемент современного исторического образования » Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Страница 2

Индивидуальные формы работы по краеведению предполагают чтение литературы по местной истории, работу с документами.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вытекает, вырастает кружковая работа. Результаты занятий в кружке часто выносят на общешкольные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы…»[3, С. 27]. Известный методист А.А. Вагин подчеркивал, что кружок является наиболее гибкой формой, помогая становиться центром целого ряда внеклассных мероприятий. Сейчас в школах популярны краеведческие кружки двух видов:

1) охватывающие весь комплекс краеведческого материала;

2) тематические предметные кружки.

Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях: теоретическом (лекции, беседы) и практическом ( экскурсии, походы). В программе работы кружка важно выделить два момента: единство истории края, его частей с историей страны в целом и особенности исторического развития края.

Годовой план работы кружков составляется, включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка в плане пишутся различные формы его работы: встречи, конференции…

Работа кружков заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На итоговом занятии заслуживается краткий отчет, а также 2-3 лучших доклада, характеризующие основные направления работы кружка.

Основным методом работы кружка является самостоятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно над ней работает. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает умениями и навыками самостоятельной исследовательской деятельности[20, С. 79].

Таким образом, в процессе работы кружка накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, фотоматериалов, а также разработки вечеров, конференций и т.д.

Все эти материалы можно и нужно сосредоточить в школьных музеях и использовать в учебно-воспитательной работе.

Историко-краеведческие кружки по мере их развития и увеличения нередко перерастают в школьные ученические общества, а затем в клубы. Общество и клуб являются высшей формой внеклассной краеведческой работы в школе. Часто они имеют свой девиз, устав. Состав руководителей, планы работы клуба учреждаются на педагогическом совете школы. Клубы организуются в тех школах, где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер.

Члены клуба участвуют в археологических экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный кругозор.

Внутри клуба проводятся различные виды работы: викторины, олимпиады, экспедиции, конференции.

Факультативы, клубы, кружки расширяют кругозор, мировоззрение школьников, помогают педагогам в воспитательной работе, оставляют богатейшие фонды профессиональным историкам-краеведам [5, C. 197].

Популярность музеев в последнее время возросла необычайно. Печать отмечает музейный «бум».

Музей – это научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.

Музейная сеть в России включает в себя музеи естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, архитектурные, музыкальные и др. Особым видом музеев являются созданные на основе памятников истории и культуры музеи-ансамбли и мемориальные музеи.

Большим разнообразием профильных групп отличаются исторические музеи. Среди них - общеисторические, археологические, этнографические, мемориальные и др. Общеисторические музеи посвящены истории страны, республики, города и т.д. Например, Государственный исторический музей в Москве, Государственный краеведческий музей г. Пятигорска и многие другие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Использование инструментов ТРИЗ
Математика, особенно в школе, воспринимается как «нетворческий» предмет. О развитии творческих математических способностей на уроках математики можно прочитать в книгах Д. Пойа [64], Н. Тучнина [73] и др. Однако разговор в них идет именно о математическом творчестве, а сегодняшний социальный заказ ...

Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка ...

Диагностика уровня успешной социализации младшего школьника
Цель нашей работы: выявить, какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего школьника. Для выяснения уровня социализации младших школьников в данном классе, мы провели тест учителя (классного руководителя). Учитель характеризовал всех учеников по 10 критериям (см. приложен ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru