Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Актуально о образовании » Историческое краеведение как элемент современного исторического образования » Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала

Страница 4

возможность использования материалов музея в учебно-воспитательном процессе.

Поисково-собирательная работа имеет следующие аспекты: музееведческий и педагогический. Музееведческий аспект предусматривает знание основ музейного дела, умение правильно оформлять документы, знание и использование следующей формы научного описания документов, которая позволяет систематизировать каждый исторический источник, поступающий в музей:

п\п

Название тем

подтемы

Перечисление

подлинных

памятников

Перечисление

вспомогательных

материалов

Место

экспоната

в экспозиции

Примечания

Педагогический аспект состоит в том, чтобы привлечь к поиску исторических источников максимально широкий круг учащихся. Хорошим методом вовлечения всех учащихся школы в поиск являются задания Совета музея каждому классу, выполнение которых проверяется на сборах, собраниях в конце учебного года. Элемент соревнования между классами является хорошим стимулом активной работы по поиску исторических материалов.

Особенностью экспозиции школьного музея является учет школьной программы и необходимость постоянного обновления экспозиций. Для этого пользуются различными приемами: введение новых дополнительных разделов и экспозиционных комплексов, частичная замена некоторых экспонатов новыми, выставка новых пополнений, оживляет работу музея организация переносных выставок в классах.

В школьном музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

экскурсия;

урок – экскурсия;

использование музейных экспонатов в качестве учебно-наглядных пособий на уроках;

организация и проведение конференций;

встречи с интересными людьми;

заседания исторических клубов и кружков и т.д.

Педагогическая ценность работы в музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и, кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип урока, дает возможность активизировать восприятие ребят[12, С. 70].

Собираемые учащимися в ходе поисковой работы по созданию музея важные исторические памятники (документы, предметы) включаются в состав музейного архивного фонда Российской Федерации. За их сохранность школьные музеи несут ответственность перед обществом. Наиболее ценные материалы передаются в Государственные музеи. Такие передачи, как правило, осуществляются в торжественной обстановке, сопровождаются специальными церемониями, что способствует осознанию значимости, поднятию престижа краеведческой работы в сознании учащихся, а также всех, кто причастен к созданию школьного музея [14, С. 81].

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.

Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

В настоящее время историческое краеведение достигло многого, однако, есть еще и слабые места, нерешенные вопросы.

Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Русские народные традиции в воспитании современной молодежи: история и современность
воспитание молодежь социализация народный традиция По мнению А.Н. Афанасьева народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценност ...

Источники исторического краеведения. Вещественные источники
Наиболее древнейший вид вещественных источников – археологические материалы. Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух сло ...

Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменск ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru