Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Актуально о образовании » Формирование интереса к обучению у младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Страница 1

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

К моменту поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости. Некоторое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошкольном детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжительного поддержания умственной работоспособности. Это даёт возможность при правильной организации учебных занятий поддерживать у учащихся активность познавательных процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференцированных движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма.

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие – между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.

При поступлении в школу главными побудительными силами, направляющими деятельность ребёнка, выступают мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни. В том числе те мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры «в школу». В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения ребёнка к учению. Чрезмерное внимание к внешней, формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Очень важно на начальных этапах обучения не фиксировать недостатки учебной работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников, а с его собственными, более ранними.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, так как только понимание мотивов поведения человека позволяет адекватно оценивать поступки и их следствия.

Мотивация является «сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».

Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Общество «Детский труд и отдых»
После долгих хлопот в феврале 1909 года было получено разрешение открыть новое общество под названием «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». Снова дети и подростки заполнили многочисленные комнаты своего дома в Вадковском переулке, где начали работать д ...

Основные факторы, воздействующие на развитие личности
В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие. Ученые обратили внимание, прежде всего на развитие самого общества. Оно возникло ...

Экспериментальная работа по проверке эффективности интенсивного обучения устной иноязычной речи в 6-7 классах средней школы
В задачи экспериментального поиска организации рациональных путей интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школы входила экспериментально – поисковая работа в плане апробации разработанной методики и проверки, сформированной гипотезы, ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru