Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Актуально о образовании » Формирование интереса к обучению у младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Страница 3

1) Мотивы, связанные с содержанием учения. Ребенка побуждает учиться стремление узнавать новые факты, получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, осваивать способы действия, проникать в суть явлений.

2) Мотивы, связанные с процессом учения. Учиться детей побуждает заложенное в них стремление к интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе нахождения решений трудных задач и др.

Во-вторых, мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, то есть, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) Широкие социальные мотивы, которые включают в себя:

- мотивы долга и ответственности перед обществом в целом, перед родителями, перед учителем и т.п.;

- мотивы самоопределения (понимание значимости знаний для своего будущего, желание подготовиться к будущей учебе в вузе, найти хорошую работу и др.);

- мотивы самосовершенствования (стать умнее, развить в себе важные интеллектуальные и личностные качества).

2) Узколичные мотивы. Они у каждого ученика свои и включают в себя:

- мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки и др.);

- престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, желание быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников и др.);

- отрицательные мотивы (желание избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за плохих отметок со стороны учителей, родителей, стремление избегать отрицательных эмоций и др.)

Могут быть и какие-то другие мотивы, побуждающие учеников заниматься учебной деятельностью. Как узнать, какой мотивы у данного конкретного ребенка является определяющим?

Можно выяснить это в беседе с ребенком, задавая ему и прямые, и косвенные вопросы об учебе и о школе. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Школа», «Моя школа», «Мой класс» и другие, а потом обсудить его с ребенком. Если выясниться, что определяющим является какой-то косвенный мотив, не связанный с познанием, то необходимо проводить с ребенком работу по формированию у него познавательных мотивов, поскольку именно они и являются основными мотивами учебной деятельности. Ведь, если ребенок ходит в школу только для того, чтобы «получать хорошие отметки», то в школе он занимается не учебной деятельностью как таковой (то есть приобретением новых знаний, умений и навыков), а деятельностью, которую можно назвать «получение хороших отметок» (то есть все усилия прилагает к тому, чтобы любым способом получить хорошую отметку).

В соответствии с психологической формулой интерес ≈ стимул ≈ реакция на стимул ≈ мотив действия ≈ само действие, лишив ребенка стимула, трудно ожидать от него успешного решения учебных задач.

Что может быть стимулом к определенному виду деятельности?

Рассмотрим понятие «стимул» как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяет тот или иной тип мотивации.

Как только такой фактор находится вне личности и ее поведения, то есть обусловлен внешней средой, мотивация становится внешней, а поведение внешне мотивированным. В отношении учебной деятельности внешними факторами становятся все виды подкреплений, которые мы используем как меры педагогического воздействия (наказание, поощрение, похвала .).

Ребенку пообещали купить то, о чем он уже давно мечтал, при условии, что он станет лучше учиться. Вполне возможно, что успеваемость в таком случае значительно улучшится, ребенок станет более старательно выполнять домашние задания, проявлять активность на уроке, перестанет опаздывать в школу. Однако такие позитивные изменения могут иметь место лишь до момента получения обещанного.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Преемственность
В психолого-педагогической и методической литературе существуют различные подходы к пониманию преемственности. В исследованиях преемственность трактуется как связь между отдельными предметами в процессе обучения (физика и математика, математика и черчение, и так далее). Разумеется, чрезвычайно важн ...

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Анализ известных коррекционных программ развития познавательных процессов школьников
В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понят ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru