Сущность предметной одаренности

Одаренность - это высокий уровень способностей человека, что позволяет ему достичь особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества. Специальная одаренность связана с определенными видами деятельности, в которых она больше развивается.

Различают одаренность:

­ социально-лидерскую;

­ художественно-музыкальную, изобразительную, сценическую;

­ психомоторную - спортивные способности;

­ интеллектуальную - способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты (среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся отлично в пределах 1-2 предметов и не успевают с других);

­ академическую (предметную) - чрезвычайная обучаемость, становятся отличными специалистами;

­ творческую - нестандартное видение мира и нешаблонное мышления (Но такие дети часто не достигают поставленной цели, и является неудачниками. С детства они всех раздражают. Важно такого ребенка увидеть и помочь ему).

В настоящее время в трактовке понятия одаренности существует много противоречий. Так, одни авторы придерживаются взгляда на одаренность как на чисто биологическое явление: все заложено природой и нужно только ждать пробуждения задатков. Другие ставят знак равенства между одаренностью и способностями (Н.С. Лейтес). Б.М. Теплов - считает, что это понятие теряет свой смысл, если его рассматривать лишь как биологическую категорию. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще - одаренность может проявляться только в конкретной деятельности. Основу одаренности составляют способности к конкретной профессиональной или передпрофессиональной деятельности (специальная одаренность) и общие психические качества высокого уровня развития: сенсорные, интеллектуальные, волевые (общая одаренность).

Предметная одаренность - это способность индивида продуцировать новые для него знания и умения, выходящие за рамки индивидуального опыта в широком смысле.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в наблюдениях за его действиями. Признаки явной одаренности зафиксированы в определении и содержании компонентов и связанные с высоким уровнем исполнения деятельности. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренной личности: инструментальный, характеризующий отношение человека к действительности и к своей деятельности, и мотивационно - ценностный [2; с.98]. Инструментальный аспект поведения одаренной личности связывают с такими признаками:

­ быстрое усвоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

­ использование и нахождение новых способов деятельности в данной ситуации;

­ постановка новых целей деятельности, множество идей, даже фантастических;

­ формирование качественно своеобразного стиля деятельности, индивидуализация способов деятельности;

­ способность видеть сложное в простом, а в сложном - простое;

­ быстрое применение структуры знаний, представлений, умений;

­ ярко выраженное трудолюбие.

Мотивационно-ценностный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется следующими признаками: переживание чувства удовлетворения от деятельности; ярко выраженный интерес к деятельности; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых советов; высокая критичность к результатам деятельности; стремление к самосовершенствованию.

Итак, подводя итог, можно констатировать, что биологическими предпосылками одаренности есть задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие развитие способностей; способности (до музыки, рисования, математики, спорта и т.д.) - индивидуальные качества личности, которые проявляются в определенной деятельности и обеспечивающие успех именно в этой деятельности; склонности - эмоциональное отношение, конкретная выборочная направленность на определенную деятельность, основанная на интересе к конкретной деятельности, потребности в ее исполнении, желании выполнять ее успешно. Система задатков, склонностей и способностей в комплексе есть одаренностью, которая обеспечивает выполнение профессиональной деятельности человеком на высоком уровне и достижение значительных успехов. Талант и гениальность - высокие уровни проявления одаренности. Талант - это система качеств, которые позволяют человеку достигать значительных успехов в оригинальном исполнении определенной деятельности. Гениальность свидетельствует о сверхоригинальных, новых социально-значимых достижений, благодаря которым возможна экономическая, техническая, социальная, политическая перестройка общества. Но, как уже отмечалось, наличие только природных задатков не обеспечивает продвижения одаренности, то есть реализацию ее в жизнедеятельности человека: которые зависят только от - соответствующего социума, который может организовать природные задатки, направить их в необходимом русле.

Подробно о педагогике:

Образование категорий притяжательных местоимений
Усвоив практическое употребление существительных единственного и множественного числа и глаголов настоящего и прошедшего времени в речи детей, логопед продолжил работу над грамматическими конструкциями. Он учил детей использовать в речи притяжательные местоимения (мой, моя, мои) в сочетании мужског ...

Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и недостатки
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных ...

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска. Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы. Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников. Задача 2. Проан ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru