Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.
Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности уменьшении различных видов учительской помощи.Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
Сформированность ряда коммуникативных умений.
Развитие мышления учащихся.
Опыт оценочной деятельности.
В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.При осуществлении исследовательских проектов нужно выделять следующие этапы:
I этап
Мотивационный - учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают идеи; Планирующий–подготовительный - определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план);
II этап
Информационно–оперативный - ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам является информационным источником);
III этап
Рефлексивно-оценочный - ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценки результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Изучение химии всегда вызывало активный интерес у шкльников.В наши дни в распоряжении учителя, идущего на урок химии, - яркие учебники, рабочие тетради, методические пособия, лабораторное оборудование и реактивы. Однако неизменным остается природный интерес школьника к химии жизни. Именно поэтому по-прежнему задача учителя – поддержать живую заинтересованность, вооружить ученика умениями самостоятельного изучения. И решать эту задачу можно, используя активные формы обучения.
Активные методы обучения - это методы, включающие учащихся в процесс "добывания знаний" и развитие мышления. Они позволяют:
стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
Подробно о педагогике:
Активное и интерактивное обучение студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно пов ...
Анализ календарного плана воспитателя
Я проанализировала план воспитателя по следующим направлениям: 1. Количество специальных занятий Всего в плане предусмотрено 6 специальных занятий, содержание которых – формирование грамматически правильной речи. 2. Количество специальных речевых занятий, где грамматические упражнения проводятся ка ...
Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного
процесса
Содержание учебного материала Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика. Психолого-педа ...