Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы

Актуально о образовании » Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников » Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы

Страница 2

В своей работе "Ровесники" Д.Б. Кабалевский публикует интересную по содержанию и доступную по возрасту семиклассников беседу о творчестве Я. Сибелиуса, которой могут воспользоваться педагоги при подготовке данного урока музыки. По мимо "Грустного вальса" Д.Б. Кабалевский предлагает знакомство с симфоническими поэмами "Финляндия" и "Туонельский лебедь" (по мотивам "Калевалы"). В методическом пособии "Музыка 4-7 классы" Д.Б. Кабалевский дает точные указания: как построить урок музыки в 6 классе (2 четверть, урок № 6).

Педагог В.М. Самигулина в опубликованных поурочных планах по программе Науменко Т.И. и Алеева В.В. "Музыка" предлагает свой вариант изучения творчества Я. Сибелиуса в 7 классе при изучении темы: "Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов".

Цели урока - показать, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни; проследить за развитием музыкального образа на примере " Грустного вальса " Яна Сибелиуса.

Музыкальный материал: Ян Сибелиус "Грустный вальс", музыкальный фрагмент произведений и песен, звучавших на уроках 1 полугодия.

Ход урока

И запел тогда он песню…

Всколыхнулись озера,

Горы медные дрожали,

Камни твердые трещали,

Со скалы скала валилась,

Раздроблялись утесы…

"Калевала"

Рассказ учителя о Я. Сибелиусе

Ян Сибелиус (1865 - 1957) - известный композитор 20 века. Финляндия любит его как национального героя. Этому способствовала глубокая народная суть творчества композитора. С 1951 г. правительством были организованы фестивали имени Я. Сибелиуса, которые ежегодно проводятся и в наше время. В Хельсинки есть музей Я. Сибелиуса. Произведения его вызывают все больший интерес у современных исполнителей и слушателей разных стран. "Грустный вальс" - один из музыкальных эпизодов, написанных родоначальником новой финской музыки Яном Сибелиусом к драме финского драматурга А. Ярнефельта "Смерть".

Прослушивание "Грустного вальса" Я. Сибелиуса и беседа об этом произведении.

Прежде, чем я расскажу об этой музыке, мне хотелось бы услышать, какие мысли и чувства вызвала у вас музыка "Вальса"?

Слушание "Грустного вальса" Я. Сибелиуса.

Образ чего? Непрерывно развивающийся образ - "образ грусти" Словно человек - то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся… Нет, опять эта неотвязная тоска, вызывающая слезы… Но человек не хочет сдаваться. Мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна, - мы чувствуем…? Что характерно для музыкального языка? - Обратите внимание на развитие музыки.

Вспомните подобные музыкальные образы в произведениях других композиторов. (Л. Бетховен Симфония № 5, П. Чайковский Симфония №6 и т.д.)

"Измученный бессонными ночами, проведенными у постели больной матери, сын спит. Отблески красноватого света понемногу заполняют комнату. Сначала глухо и тихо, затем все яснее и громче слышны звуки музыки, мелодии вальса.

Больная просыпается, поднимается: облаченная в белое, словно в какой - то бальный наряд, она мечется во все стороны, бесшумно скользя и простирая руки. И в ответ на ее жесты отовсюду собираются в пары для танцев безмолвные мужчины и женщины. Она бросается к ним, старается привлечь к себе их внимание. А ее будто ни кто не замечает. Силы покидают больную. Она падает, встает, снова пытается танцевать. Ее вновь окружают призраки. Еще мгновение - и на пороге появляется Смерть…" (Из книги В. Александровой и Е. Бронфии "Ян Сибелиус"). Эта сцена подсказала Сибелиусу мысль написать музыку к ней в темпе "свободного вальса".

Давайте еще раз послушаем "Грустный вальс".

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Значение музыкального и художественного оформления внеклассных мероприятий
Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель – ученик - родитель», возвращение в ...

Преемственность
В психолого-педагогической и методической литературе существуют различные подходы к пониманию преемственности. В исследованиях преемственность трактуется как связь между отдельными предметами в процессе обучения (физика и математика, математика и черчение, и так далее). Разумеется, чрезвычайно важн ...

Отражение нормативных документов в деятельности детского сада Е.И. Тихеевой
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая оп ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru