Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы

Актуально о образовании » Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников » Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы

Страница 2

В своей работе "Ровесники" Д.Б. Кабалевский публикует интересную по содержанию и доступную по возрасту семиклассников беседу о творчестве Я. Сибелиуса, которой могут воспользоваться педагоги при подготовке данного урока музыки. По мимо "Грустного вальса" Д.Б. Кабалевский предлагает знакомство с симфоническими поэмами "Финляндия" и "Туонельский лебедь" (по мотивам "Калевалы"). В методическом пособии "Музыка 4-7 классы" Д.Б. Кабалевский дает точные указания: как построить урок музыки в 6 классе (2 четверть, урок № 6).

Педагог В.М. Самигулина в опубликованных поурочных планах по программе Науменко Т.И. и Алеева В.В. "Музыка" предлагает свой вариант изучения творчества Я. Сибелиуса в 7 классе при изучении темы: "Образ грусти. Разнообразие музыкальных образов".

Цели урока - показать, что музыкальные образы бывают различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни; проследить за развитием музыкального образа на примере " Грустного вальса " Яна Сибелиуса.

Музыкальный материал: Ян Сибелиус "Грустный вальс", музыкальный фрагмент произведений и песен, звучавших на уроках 1 полугодия.

Ход урока

И запел тогда он песню…

Всколыхнулись озера,

Горы медные дрожали,

Камни твердые трещали,

Со скалы скала валилась,

Раздроблялись утесы…

"Калевала"

Рассказ учителя о Я. Сибелиусе

Ян Сибелиус (1865 - 1957) - известный композитор 20 века. Финляндия любит его как национального героя. Этому способствовала глубокая народная суть творчества композитора. С 1951 г. правительством были организованы фестивали имени Я. Сибелиуса, которые ежегодно проводятся и в наше время. В Хельсинки есть музей Я. Сибелиуса. Произведения его вызывают все больший интерес у современных исполнителей и слушателей разных стран. "Грустный вальс" - один из музыкальных эпизодов, написанных родоначальником новой финской музыки Яном Сибелиусом к драме финского драматурга А. Ярнефельта "Смерть".

Прослушивание "Грустного вальса" Я. Сибелиуса и беседа об этом произведении.

Прежде, чем я расскажу об этой музыке, мне хотелось бы услышать, какие мысли и чувства вызвала у вас музыка "Вальса"?

Слушание "Грустного вальса" Я. Сибелиуса.

Образ чего? Непрерывно развивающийся образ - "образ грусти" Словно человек - то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся… Нет, опять эта неотвязная тоска, вызывающая слезы… Но человек не хочет сдаваться. Мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна, - мы чувствуем…? Что характерно для музыкального языка? - Обратите внимание на развитие музыки.

Вспомните подобные музыкальные образы в произведениях других композиторов. (Л. Бетховен Симфония № 5, П. Чайковский Симфония №6 и т.д.)

"Измученный бессонными ночами, проведенными у постели больной матери, сын спит. Отблески красноватого света понемногу заполняют комнату. Сначала глухо и тихо, затем все яснее и громче слышны звуки музыки, мелодии вальса.

Больная просыпается, поднимается: облаченная в белое, словно в какой - то бальный наряд, она мечется во все стороны, бесшумно скользя и простирая руки. И в ответ на ее жесты отовсюду собираются в пары для танцев безмолвные мужчины и женщины. Она бросается к ним, старается привлечь к себе их внимание. А ее будто ни кто не замечает. Силы покидают больную. Она падает, встает, снова пытается танцевать. Ее вновь окружают призраки. Еще мгновение - и на пороге появляется Смерть…" (Из книги В. Александровой и Е. Бронфии "Ян Сибелиус"). Эта сцена подсказала Сибелиусу мысль написать музыку к ней в темпе "свободного вальса".

Давайте еще раз послушаем "Грустный вальс".

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Развитие психомоторных функций у детей с ДЦП в условиях формирующего эксперимента
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе психологического эксперимента приняли участие дети с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп (20 испытуемых) на данном этапе была проведена диагности ...

Фортепианное творчество Яна Сибелиуса
Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус еще при жизни возведенный соотечественниками в ранг классика финской музыки и своего рода национального героя, известен широким кругам отечественных любителей искусства и музыкантам-профессионалам главным образом как автор монументальных симфонических полот ...

Психофизиологические особенности девушек 17 – 20 лет
Возраст 17 – 20 лет для девушек ювенильный. К 20 годам кости и мышцы полностью сформированы. Закончено формирование телесной конституции, все показатели опорно-двигательного аппарата достигают наибольших величин. Развитие дыхательных функций завершено. Прикрашён прирост функциональных показателей д ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru