Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников

Актуально о образовании » Педгогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников » Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников

Страница 5

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка “очень плохо” (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка “плохо’Отменяется оценка “посредственно” и вводится оценка “удовлетворительно”.

Формирование контроля и самооценки

Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют «скачкой мыслей»).сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного или измененного им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз ребенок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля, он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово и измениться смысл правила он самостоятельно обнаружить не в состоянии.

Иногда у школьника возникает убеждение, что он»понял» и «знает» на том основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный пример и заслужил одобрение.

Очень часто – особенно в старших классах – ощущение понятности, возникающее при первом знакомстве с материалом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.

А дело заключается в том, что прочитав один раз материал, ученик закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам убедиться, запомнил он заданный урок или нет.

Но ведь само по себе понимание еще не гарантирует успешного воспроизведения. Иначе установка на запоминание, о которой шла речь выше, была бы просто излишней. Школьник, который не понимает этого, естественно и не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил.

Все эти случаи характерны одним и тем же моментом – отсутствием контроля за результативностью своего труда. По существу дела учащийся не знает, выучил он урок или нет. Он может сказать, что он прочитал его столько – то разно когда пытается оценить, каков же результат этого чтения, здесь его оценки сплошь да рядом бывают ошибочны.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю стихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их расспрашивать, дети называют причины, подчас очень далекие от действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность. Иногда в этих случаях они воспроизводят ответы, невольно подсказанные взрослыми. Например, простого вопроса: «Ты, что, торопишься, что ли?» – бывает достаточно, чтобы ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней торопливостью, хотя на самом деле он вовсе не склонен к поспешной работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Требования, предъявляемые к тренеру, проводящему занятия по фитнесу
Эффективность занятий с группами аэробики находится в прямой зависимости от компонентности инструкторов, которые должны тщательно продумывать как программы занятий, так и предлагаемую методику их проведения. По средствам первоначального и дальнейшего периодического тестирования инструкторы оцениваю ...

Общие требования к методам обучения
Целесообразность применения того или иного метода (методического приёма) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями. Соответствие п ...

Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию беспокойства, или тревоги. Эмоции и чувства представляют собой от ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru