Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся

Актуально о образовании » Педгогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников » Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся

Страница 3

Четвертый аргумент – отметка есть способ соревнования детей.

Соревновательность, конечно полезное чувство, которое следует поощрять ,но отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Другими словами: система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в –третьих вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов.

Пятый аргумент – отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку.

Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезок времени (четверть, полугодтие, год), сам учитель четко не понимает, за что поставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, за его трудолюбие, отношение к учебе?Тем более это не понятно ни ученику, ни родителям. Трудно в такой отметке все эти стороны развести: чего в этой отметке больше и над чем ребенку дальше работать, чем и как помочь родителям и ребенку в исправлении этого положения.

Приведу пример из опыта работы учителя А. Б. Воронцова. Конец года. Итоговая контрольная работа по всему материалу. Один из учеников выполняет эту работу на отметку «3». На малом педсовете обсуждается вопрос, какую итоговую отметку ребенку поставить. Руководитель настаивает на отметке «3». С одним только аргументом: действительные знания ребенка по предмету равны отметке «3». Больше его ничего не интересует, В защиту ребенка выступает ведущий учитель, Он приводить другие аргументы: это «хорошая» девочка, всегда активная на уроке, добросовестно относится к выполнению всех заданий, у нее лучшая тетрадь. Вывод учителя: нельзя ребенку ставить итоговую «3». Кто же из них прав? Правы и не правы обе стороны.

Из всего высказанного можно сделать только один вывод: Эти отметки вредят детям, и они будут вредить им до тех пор пока не лишатся своей соци0альной значимости, своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, успевающих и отстающих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка.

Отметки будут вредить до тех пор, пока общество, и особенно родители, не откажутся видеть детей через мутное окошечко отметок, пока общество, и особенно учителя, не поймут, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам их результат. Итог из сказанного:

отметки есть тромбы в учебно-познавательной деятельности ребенка;

отметки есть ложные мотивы учения школьников;

отметки есть чертики в праведной жизни ребенка;

отметки есть костыли хромой педагогики.

Итак, высказана часть аргументов против использования отметок в образовании детей.

Рассмотрев отрицательную сторону отметок, естественно, необходимо сказать несколько слов о том, что дает всем нам безотметочное обучение детей(при условии соблюдения всех правил игры такого обучения).

У детей отсутствует прежде всего страх. На уроках царит свобода мысли детей, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не стесняется признавать и обсуждать свои ошибки. Отсутствует деление детей на отличников и двоечников, другими словами, отсутствие отметок создает для ребенка нормальные условия для полноценной реализации своих возможностей и потребностей. Отметка как мотив учения исчезает и постепенно формируется главный познавательный мотив. Создается имидж «знания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии из на органы чувств ...

Анатомо-физиологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Физическое развитие в дошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальные бедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит ди ...

Использование нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе К.В. Эпоева
Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экску ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru