Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных

Страница 1

Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточно прогрессивной. И в то же время, до сих пор никитинские развивающие игры признаны классикой «развивалок».

Главный постулат Никитиных: ребенок – сам себе хозяин. Он сам решает, когда и что ему нужно, как поступать надо, а как – нет. Родители лишь помогают ему справляться со сложными жизненными проблемами, в том числе и философского плана. При этом родители свою помощь не навязывают, не решают за ребенка, когда он может решить сам, и не думают за него, когда он сам может думать. С другой стороны, кажущаяся вседозволенность компенсируется достаточно «спартанскими» условиями жизни, трудом, сопряженным с творчеством, близостью к природе и естественностью. В такие условия ребенок погружается с самого рождения, и это, по мнению авторов методики, развивает его творческие способности и готовит ко взрослой жизни.

Никитины считают, что традиционные формы воспитания влекут за собой две крайности. Первая – заорганизованность: сверхзаботливый уход, постоянные игры, занятия, развлечения. таким образом, у ребенка не остается времени на самого себя – ведь ко всему этому ребенка ведут взрослые, а не он сам. Другая крайность – когда ребенок предоставлен сам себе: накормлен, напоен, спать уложен – и ладно. В таком случае существует риск возникновения отсталости в умственном и психологическом развитии.

Основные принципы метода Никитиных таковы:

· для детей не устраиваются какие-то специальные занятия, тренировки и пр. Они могут заниматься столько, сколько им хочется, однако при этом важную роль в любых занятиях играют спортивные упражнения;

· обстановка дома должна быть спортивной – спортивные снаряды должны с рождения войти в жизнь ребенка, а занятие на них должно стать таким же обычным, как одеваться и самостоятельно ходить в туалет;

· родители обязательно должны участвовать в детских играх и должны поощрять и хвалить малышей за успехи, и в то же время ругать за неудачи не следует;

· родители не должны мешать ребенку развиваться, ограничивать его, давить. Нужно просто создать ребенку условия для развития.

Кстати, об условиях. Никитины считали, что если родители хотят добиться раннего развития ребенка, то они его с самого начала должны окружить «опережающей» атрибутикой. Например, едва малыш начал говорить, дать ему в качестве игрушек кубики с буквами, на стену повесить карту мира, азбуку и, конечно, полки с книгами. Таким образом, как считают педагоги, можно пробудить интерес у ребенка к той или иной области знаний. И в то же время этот интерес может поменяться, тогда придется сменить и «обстановку».

Как и другие авторы методик, Никитины устанавливают возрастные рамки, в которых возможно наиболее эффективное развитие интеллекта. По их мнению, все это происходит в дошкольном возрасте, но не обязательно в первые три года. Борис Никитин разработал собственную гипотезу необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Согласно ей, с годами человек утрачивает способности к развитию, то есть эффективное развитие утрачивается безвозвратно. Существует определенное время и определенные условия для наиболее эффективного развития, у каждого человека они свои. Мерой НУВЭРС можно считать асинхронат (термин также введен Никитиным).

Большое внимание в развитии ребенка педагоги уделяют физическому развитию. Закаливание с младенчества (дети Никитиных ходили по снегу босиком и в трусиках), минимум одежды и пищи, физические упражнения – все это ведет к тому, что дети практически не болеют, и в то же время не ленятся (в том числе и учиться).

Кроме того, Никитины разработали целую серию развивающих настольных игр – «Рамки и вкладыши», «Уникуб», «Сложи узор» и др. Все они направлены на развитие логического и творческого мышления. Некоторые из них напоминают головоломки (например, «Сложи квадрат» очень похож на классический китайский «Танграм»). Кроме того, в никитинских играх практически нет правил: ребенку предлагается самому решить, что делать с этими формочками, кубиками, вкладышами. При этом родитель вовсе не должен ребенку указывать, что и куда складывать, потому что «единственно правильных» вариантов в Никитинских играх не существует. Самое лучшее, что может сделать родитель – купить себе такой же наборчик и сидеть играть рядом с ребенком. Да, именно сидеть и играть, потому что в таком случае будет осуществляться требуемое «соучастие» родителя и ребенка.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
Содержание учебного материала Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка. Школьный консилиум – рабочий орган взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в диагностико-коррекционной работе с детьми ...

Анализ предложений участников образовательного процесса по вопросам совершенствования подготовки и проведения ЕГЭ
Систематизируя предложения родителей, можно выделить следующие направления решения проблем качества образования. Вопрос о необходимости ЕГЭ еще остается дискуссионным: «необходимо вернуться к классической системе аттестации»; часть родителей, не выступая принципиально против ЕГЭ, предлагает внести ...

Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru