Урок для современного ребенка

Страница 1

Однако необходимо отметить, что нынешние малыши-шестилетки сильно отличаются от своих предшественников. Дошкольник, принимаемый в первый класс, имеет достаточно определенное представление о мире. В отличие от ребенка дотелевизионной эпохи, современный ребенок большую часть организованной информации получает не из книг и рассказов окружающих, а с телевизионных экранов. Телеэкран приобрел статус фактора, оказывающего огромное влияние на формирование человека, особенно на ребенка.

Начиная с 2–3-летнего возраста, маленький человек пребывает в потоке телеинформации, где сменяемость передач, возможность переключения каналов, сама манера построения фильмов – все это мозаика, приучающая с детства воспринимать различные сведения вне явной, линейной связи друг с другом.

В традиционной (несовременной) культуре знания, как считает А. Моль, представляли собой прочную структуру, напоминающую ткань, образованную в результате совершенно определенного и строго соблюдаемого переплетения нитей. Знания же нашего современника напоминают переплетение по типу «войлока».

Многие разрозненные, фрагментарные знания школьников, полученные из самых разных источников, наслаиваясь и соединяясь друг с другом, тоже представляют собой своеобразную мозаику. Характерны с этой точки зрения те примеры детских ответов, когда в них самых невероятным образом соединяются детали, имена, события из разных эпох. Взрослые, воспитанные в условиях «линейной» культуры, чаще всего называют это просто «кашей» в голове ребенка, не пытаясь объяснить себе причины ее существования или объясняя неверно (например, связывая это явление с низким интеллектуальным уровнем ребенка). Причина же часто кроется в особенностях современной культуры, в ее мозаичности. Средства массовой информации обеспечивают высокий информационный уровень общества, и информационная обстановка обращается в мозаичность мировосприятия.

Кандидат педагогических наук В.В. Назаретян в своей статье «Урок для современного ребенка» пишет, что для ближайших поколений это будет все более характерно. По оценкам психологов, формирующее влияние мозаичной культуры будет усиливаться компьютерным обучением.

Итак, современный ребенок приходит в первый класс. Он обладает более развитым воображением и визуальным мышлением по сравнению со своим ровесником дотелевизионной эпохи. Ряд особенностей отличает его память, восприятие, интерес. К первому классу он приходит достаточно опытным телезрителем. Все это надо учитывать, организуя процесс обучения.

Слушая телевизионную сказку, ребенок все время видит разные картинки – панораму, лицо, близкий и дальний планы, видит предмет в необычном ракурсе, то есть идет восприятие, основанное на непроизвольном внимании. Именно к этому и стремятся создатели телепередач. В значительно меньшей степени у ребенка 6 – 9 лет развито произвольное внимание, которое, безусловно, надо развивать в процессе обучения. Но зачастую практически все обучение в начальной школе строится на использовании произвольного внимания, даже тогда, когда дети не выдерживают таких условий более 2-3 минут. Они отвлекаются и усваивают не в полной мере то, что могло быть усвоено с легкостью, если бы захватило их внимание каким-либо непроизвольным образом.

В «Кратком психологическом словаре» читаем: «Наиболее простым и генетическим исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями». И далее: «Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании».

Использование произвольного внимания в работе с младшими школьниками оправдано в том случае, когда оно служит исходным, организующим моментом какого-либо учебного эпизода, который далее развивается уже на основе послепроизвольного (или вторично непроизвольного) внимания. Но по этой схеме учебные эпизоды строятся не часто. Во-первых, потому, что очень редкие учителя ставят перед собой задачу формировать, развивать таким образом произвольное детское внимание. Во-вторых, потому, что для такой организации учебного времени требуется высокий уровень мастерства учителя, возникающего, в свою очередь, при наличии методических знаний и интуиции.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска. Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы. Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников. Задача 2. Проан ...

Принципы демократизма, гуманизма и народности
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обуча­ющихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечени ...

Методики исследования и разработка психодиагностики коррекционной программы развития познавательных процессов школьников
Для исследования долговременной и кратковременной памяти существует достаточно разнообразных методик. Но принимая во внимание возраст испытуемых (учащиеся 1 А класса в возрасте 8 лет) наиболее подходящие из них: Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов». Одна из наиболее часто применяющихся методик, ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru