Дидактическая игра на уроке математики

Страница 2

При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:

игра не должна быть скучной и надоедливой;

игра не должна слишком возбуждать детей, так как последующее объяснение не будет воспринято должным образом;

игра должна соответствовать цели урока;

инструкции должны быть четкими;

характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;

в конце игры должен быть подведен итог; необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;

игра должна быть развивающей.

Рассмотрим более подробно некоторые дидактические игры, помогающие формированию умения решать задачи.

«Дикторы»

От грамотного чтения, правильной постановки логического ударения, громкости, четкости, внятности произношения, зависит восприятие прочтенной задачи в целом. Плохое прочтение задачи понижает и интерес к ней. Поэтому я использую игру «Дикторы». Каждый ребенок может быть диктором на разном канале (музыкальном, детском, взрослом) и в разных программах («Новости», «Звездный час», «Ток-шоу» и так далее). От характера передачи зависит и способ прочтения. К каждому способу имеется своя схема. Во время такой игры дети «входят в образ», уделяют чтению задачи должное внимание, у них развивается речь. Особенно уместна эта игра в 1 классе. Исчезает монотонность, появляется желание читать задачу самому и несколько раз. Появляется логичность, Малыши учатся правильно выделять опорные слова, делают паузы, постигая шаг за шагом логику задачи. По интонации, мимике выявляется отношение ребенка к задаче: бурная радость; удивление; испуг; любопытство; спокойствие; сомнение.

Игра «Любопытный»

При решении любой задачи одному из учеников дается роль «любопытного». Его задача заключается в том, чтобы он смог задать как можно больше вопросов по ходу решения: «Зачем?», «Почему?», «Каким образом?» и так далее. Развивается умение анализировать, рассуждать.

«Полетный опрос»

Ребенок читает задачу и тут же устно приступает к ее решению. Работает смекалка, тренируется память, мышление, отрабатываются навыки устного счета.

«Хранитель времени»

Один из учеников отмечает, сколько времени потребовалось для каждого этапа (чтения, анализа, краткой записи, объяснения, записи и так далее). Анализируя, делаем вывод, на каком этапе застряли, а какой прошли успешно, что можно убрать в целях экономии времени или что, наоборот, добавить, так как осталось еще свободное место. “Хранитель времени” пользуется песочными часами.

«Толковый словарь»

По примеру С.И. Ожегова создаем свой толковый словарь. Учимся толковать, объяснять значение опорных слов. Например:

«Всего» – это значит вместе объединенные множества.

«Осталось» – это стало меньше. Остаток после того, как уехали, убежали и так далее.

«Больше на …» - столько же, да еще ….

Также к данным словам подбираем синонимы, антонимы. Это способствует развитию речи, умению анализировать, составлять задачи.

«Математическое табло»

На плакате написаны разным цветом, шрифтом, под разным наклоном, разным размером математические термины.

Проводится разминка для глаз. Развитие угла зрения способствует расширению поля зрения, коррекции восприятия цвета, формы, объема. Развивается внимание, зрительная память. Одновременно идет орфографическая работа, так как многие слова записываются в краткую запись. Из опорных слов можно составлять свои задачи с последующим устным объяснением.

«Блиц – турнир»

Учитель читает 4 – 5 простых задач в прямой и косвенной форме, а дети при помощи рук и глаз показывают действие, которым они будут решать задачу.

Сложение – « + » (перекрестить руки).

Вычитание – « - » (выставляют перед собой одну руку).

Умножение - « х » (закрывают один глаз).

Деление - « : » (закрывают оба глаза).

«Защита»

Ребенок получает задачу и три дня готовит ее защиту. Ученик выступает в роли учителя, т.к. должен объяснить всем задачу. Для этого он использует все, что считает нужным (рисунки, схемы, краткую запись, практическую работу, кубики и так далее)

«Математические кубики»

Обыкновенные кубики, на которые наклеиваются математические значки (+, -, х, :) и знаки препинания («?» и «!») являются очень хорошим средством обратной связи. Каждый принимает участие в коллективной работе, так как все трудятся, а не выкрикивают с места. Учитель видит работу каждого, при этом своевременно может оказать помощь в правильном выборе действия. Ученики также могут попросить помощи и оказать ее другим. Для этого на кубиках используют знаки:

“!” – Мне легко. Я понял. Могу помочь другому. Все правильно.

“?” - Мне трудно. Много вопросов по решению. Есть ошибки.

С помощью математических кубиков можно показать порядок выполнения действий при решении задачи. Это экономит время при проведении устного счета, при закреплении.

Например: «Маша съела 9 слив, а Ира на 3 меньше. Сколько всего слив съели девочки?»

Ученик молча у доски выставляет два кубика. А остальные с помощью знаков «!» или «?» проверяют задачу.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Память как важный компонент эффективного обучения в младшем школьном возрасте
По И.Ю. Кулагиной младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. [6, c.304] С точки зрения Р.С. Немова ведущим познавательны ...

Комплекс требований, предъявляемый к физической подготовленности студенток
Существует стандартная шкала оценки. 1.Сгибание разгибание рук в упоре лежа. I. курс – 12 раз – 5б., 10 раз – 4б., 8 раз – 3б. II. курс – 2 подхода по 12 раз – 5б., 10 раз – 4б., 8 раз – 3б. III. курс – 2 подхода по 12 раз – 5б., 10 раз – 4б., 8 раз – 3б. 2.Упор, лежа на передней поверхности бедра ...

Анализ опыта работы БОУ "СОШ №162"
Исследование проводилось в марте 2013 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 4 класса (22 человека) по диагностике "Что любит мишка?". Цель анкетирования: установить ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru