1. Этап познавательной деятельности:
– ознакомление с изучаемым объектом, для того чтобы накопить следующую информацию по схеме: объект в целом и его характеристика, части объекта и их характеристики, возможные виды и разновидности объекта, надсистема объекта, в которую входит объект; типовой результат ознакомления – знания об объекте в виде суммы признаков структуры объекта, вида его элементов и отношений между ними;
– формирование развёрнутой систематизированной характеристики объекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиенты веществ, операции технологий), признаки вида (форма, материал, расположение и связи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, тип элементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения (количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);
– дополнение характеристики объекта специальными сведениями: особенности функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и класса объекта; «формула» объекта типа патентной или фармацевтической, например: «формула успешных реформ государства», «формула государства», «формула интересного детектива» и т.п.; гуманитарный фон научных знаний об объекте;
– теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных и предметных ключей; подвести объект под определение с применением полученных знаний; применить определение для распознавания родственных объектов; сконструировать знания об объекте – самостоятельно создать учебные задачи или проблемные ситуации.
2. Этап переживательной деятельности:
– поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемой темой, например, подбор архетипного художественного образа из числа известных героев мифов, легенд или сказок; для поиска образа могут использоваться различные приёмы: эмпатия (вхождение в роль, образ), перенос свойств с одного объекта на другой, приём «чудесное оживление» предметов и т.п.;
– оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств; путём окраски в мажорную, уравновешенную (гармоничную) или минорную тональность и т.д.; целесообразно использовать образцы – аналоги, связанные по содержанию с художественным отображением различных природных и социальных процессов; первые попытки будут носить упрощённый характер, однако по мере развития творческого воображения учителя и учащихся вторая базовая способность будет развиваться, усилятся художественность переживания и фиксация изучаемого знания.
3. Этап оценочной деятельности:
– чтобы разносторонне оценить изучаемое знание, определяются опорные объекты, например, человек, общество, природа, наука, искусство, мораль или иные, к которым привязываются качественные и количественные оценки;
– вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта, например: человек – влияние на физическую, духовную или социальную культуру; общество – влияние на экологию, социальный или технический прогресс; природа – влияние на растительный или животный мир; затем уточняются шкалы для выбранных оценок, например: полезная или вредная значимость, нулевая, средняя и максимальная значимость и т.п.;
Подробно о педагогике:
Методические приемы воспитания физических качеств
Физическая подготовка – это методически грамотно организованный процесс двигательной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств. Термин качество отображает двигательные возможности человека и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к ...
Особенности психического развития
Возраст с (4-5 лет) - дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бу ...
«Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в
организации детской жизни
Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, ...