Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Актуально о образовании » Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития » Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Страница 3

От 40 до 30 баллов – средний уровень.

От 30 баллов и ниже – низкий уровень.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что правильно организованное и комплексно проведенное обследование ребенка с ЗПР, в ходе которого выявляются дефекты звукопроизношения, особенности строения и подвижности его артикуляционного аппарата, а также сформированность фонематического слуха, позволяет полностью оценить степень проявления речевого нарушения и разработать направления дальнейшей индивидуальной работы по коррекции выявленных недостатков.

1. В исследовании принимали участие дети, посещающие посещающие старшую логопедическую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5 - 5,5 лет имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 2010 года.

2. Целью исследования было выявление особенностей нарушения речи у детей дошкольного возраста. На констатирующем этапе были поставлены задачи по выявлению у дошкольников особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата; выявление нарушений звукопроизношения; определение особенностей фонематического восприятия.

3. Констатирующее исследование проводилось в 3 этапа. 1 этап включал исследование особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата. На 2 этапе проводилось исследование особенностей звукопроизношения. 3 этап заключался в исследовании особенностей фонематического слуха и звукового анализа у детей.

4. Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей с ЗПР использовались приемы, рекомендуемые Е.Ф. Архиповой. При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям:

- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.). В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входило:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

- обследование динамической координации артикуляционных движений;

- обследование мимической мускулатуры;

- обследование мышечного тонуса губ и языка и наличия патологической симптоматики. После завершения всего обследования оценивалось не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности по количеству баллов. В каждый блок входило 5 различных заданий, выполнение которых оценивалось от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 100 баллов. В соответствии с этим выделялся уровень развития артикуляционной и мимической моторики детей.

5. Обследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике. Предлагалась следующая схема обследования: изолированное произнесение звука; произнесение звука в слогах разной структуры; в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке); в предложении - отраженно, по картинке, по вопросам. При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях и составлялся профиль нарушения звукопроизношения по каждому ребенку и группе в целом.

6. Предлагаемая система обследования фонематического слуха основывалась на методике Е.Ф. Архиповой и включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Система носила тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяло наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. Балльная оценка результатов в совокупности давала полное представление о картине нарушения и позволяла определить уровень сформированности фонематического слуха каждого ребенка.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является: удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в р ...

ТРИЗ и образовательная сфера
Темпы развития современной цивилизации, в отличие от древних времен и средневековья, очень высоки. Человечеству приходится за единицу времени решать гораздо больше проблемных задач, чем раньше. А вслед за каждой решенной проблемной задачей появляются новые, которые также нужно решать. Решение пробл ...

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru