Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Актуально о образовании » Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития » Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Страница 3

От 40 до 30 баллов – средний уровень.

От 30 баллов и ниже – низкий уровень.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что правильно организованное и комплексно проведенное обследование ребенка с ЗПР, в ходе которого выявляются дефекты звукопроизношения, особенности строения и подвижности его артикуляционного аппарата, а также сформированность фонематического слуха, позволяет полностью оценить степень проявления речевого нарушения и разработать направления дальнейшей индивидуальной работы по коррекции выявленных недостатков.

1. В исследовании принимали участие дети, посещающие посещающие старшую логопедическую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5 - 5,5 лет имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 2010 года.

2. Целью исследования было выявление особенностей нарушения речи у детей дошкольного возраста. На констатирующем этапе были поставлены задачи по выявлению у дошкольников особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата; выявление нарушений звукопроизношения; определение особенностей фонематического восприятия.

3. Констатирующее исследование проводилось в 3 этапа. 1 этап включал исследование особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата. На 2 этапе проводилось исследование особенностей звукопроизношения. 3 этап заключался в исследовании особенностей фонематического слуха и звукового анализа у детей.

4. Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей с ЗПР использовались приемы, рекомендуемые Е.Ф. Архиповой. При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям:

- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);

- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.). В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входило:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

- обследование динамической координации артикуляционных движений;

- обследование мимической мускулатуры;

- обследование мышечного тонуса губ и языка и наличия патологической симптоматики. После завершения всего обследования оценивалось не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности по количеству баллов. В каждый блок входило 5 различных заданий, выполнение которых оценивалось от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 100 баллов. В соответствии с этим выделялся уровень развития артикуляционной и мимической моторики детей.

5. Обследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике. Предлагалась следующая схема обследования: изолированное произнесение звука; произнесение звука в слогах разной структуры; в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке); в предложении - отраженно, по картинке, по вопросам. При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях и составлялся профиль нарушения звукопроизношения по каждому ребенку и группе в целом.

6. Предлагаемая система обследования фонематического слуха основывалась на методике Е.Ф. Архиповой и включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Система носила тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяло наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. Балльная оценка результатов в совокупности давала полное представление о картине нарушения и позволяла определить уровень сформированности фонематического слуха каждого ребенка.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Орфографическая грамотность как часть языковой культуры
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику. ...

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вс ...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
Содержание учебного материала Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия), её роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребёнка. Школьный консилиум – рабочий орган взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в диагностико-коррекционной работе с детьми ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru