В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 2010 года.
Таблица 1. Список детей, участвовавших в исследовании.
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Краткая педагогическая характеристика |
1 |
Порядина Вероника |
25.10. 2004 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
2 |
Иванченко Лиза |
12.06. 2004 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
3 |
Черных Вика |
19.01. 2005 |
Гиперактивный, неусидчивый. На занятиях часто отвлекается |
4 |
Зинова Аня |
27.09. 2004 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
5 |
Пеевская Аня |
04.08. 2004 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
6 |
Осипов Кирилл |
28.01. 2005 |
Гиперактивный, неусидчивый, на занятиях часто отвлекается |
7 |
Шишов Максим |
08.01. 2005 |
Очень медлительный, пассивный. На занятиях малоактивен |
8 |
Мухсиев Костя |
30.07. 2004 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
9 |
Плеханов Саша |
10.12. 2004 |
Пассивный, замкнутый, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активен |
10 |
Копцев Данил |
10.07. 2004 |
Гиперактивный, неусидчивый. На занятиях часто отвлекается |
Цель исследования: выявить особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить у дошкольников особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата (поскольку у многих детей с ЗПР наблюдаются проявления дизартрии);
2. Выявить нарушения звукопроизношения;
3. Выявить особенности фонематического восприятия.
Констатирующее исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап: исследование особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата.
2 этап: исследование особенностей звукопроизношения.
3 этап: исследование особенностей фонематического слуха и фонематического анализа.
Организация и методики исследования строения и подвижности артикуляционного аппарата
Поскольку у детей с ЗПР нередко наблюдаются дизартические проявления, для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей использовались приемы, рекомендуемые Е.Ф. Архиповой [1]. При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
Подробно о педагогике:
Формы и методы развития предметной одаренности учащихся
в процессе изучения иностранных языков
Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям. Задача же учителя - создать ...
Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных
возрастных группах
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, разв ...
Методика организации массового праздника
Единство воспитательных задач и конкретного содержания праздника – первоочередное условие его эффективности. Методически четкая организация массового праздника предполагает, прежде всего, тщательную подготовку. Довольно часто в школах о предстоящем празднике вспоминают слишком поздно и начинают гот ...