Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Актуально о образовании » Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития » Выявление и систематизация нарушений звукопроизношения у старших дошкольников

Страница 2

В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входило:

1. обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

2. обследование кинетического орального праксиса;

3. обследование динамической координации артикуляционных движений;

4. обследование мимической мускулатуры;

5. обследование мышечного тонуса губ и языка и наличия патологической симптоматики (описание методики исследования – приложение 1).

После завершения всего обследования оценивалось не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности по количеству баллов. В каждый блок входило 5 различных заданий, выполнение которых оценивалось от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 100 баллов. В соответствии с этим были выделены следующие уровни развития артикуляционной и мимической моторики детей:

От 100 до 80 баллов – высокий уровень.

От 80 до 50 баллов – средний уровень.

От 50 баллов и ниже – низкий уровень.

Такое комплексное обследование позволяло не только определить особенности строения артикуляционного аппарата, степень нарушения его подвижности, но и в дальнейшем наметить пути индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Организация и методики исследования звукопроизношения

Обследование состояния звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического анализа проводилось по общепринятой в логопедии методике [16]. При подборе лексического материала соблюдались следующие требования:

- насыщенность лексического материала заданным звуком;

- разнообразие лексического материала;

- включение слов с оппозиционными звуками;

- включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Предлагалась следующая схема обследования:

1) изолированное произнесение;

2) в слогах разной структуры;

3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);

4) в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке);

5) в предложении - отраженно, по картинке, по вопросам (описание методики исследования – приложение 2).

При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях и составлялся профиль нарушения звукопроизношения по каждому ребенку и группе в целом.

Организация и методики исследования фонематического слуха

Предлагаемая система обследования фонематического слуха основывалась на методике Е.Ф. Архиповой и включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей [1].

Система носила тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определять степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

C целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха было полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности давала полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяла выработать стратегию направленной коррекционной работы.

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей с ЗПР. Она состояла из ряда адаптированных и сокращенных проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей с ЗПР. Система включает следующие пробы:

1) различение слов, близких по звуковому составу;

2) дифференциация слогов;

3) навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха использовались задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения (описание методики исследования – приложение 3). В каждый блок входило 5 заданий, которые оцениваются от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 60 баллов. В соответствии с этим были выделены следующие уровни развития фонематического слуха:

От 60 до 40 баллов – высокий уровень.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков
Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке. При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся. В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необхо ...

Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье
Первый опыт переживания и разрешения конфликтов между ребенком и близкими родственниками закладывает основу его предрасположенности к возникновению того или иного типа конфликта в будущем, поведения в них и способов их разрешения. Постепенно растет сфера общения ребенка, в нее включаются различные ...

Принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учрежден ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru