Профессиональные умения и качества учителя

Страница 5

Так, к целеполагающим функциям педагогической деятельности учителя иностранного языка отнесены мотивационно– стимулирующая, информационно –ориентировочная развивающая и воспитывающая (последняя трактуется применительно к иностранному языку, в более широком смысле, чем ориентационная). Вторая группа – ориентационно-структурные функции учителя иностранного языка представлена: а) конструктивно-планирующий, в которую входят, в свою очередь, конструктивно-содержательная и конструктивно-материальная деятельность учителя; б) организаторской, коммуникативно-обучающей; в) исследовательской (гностической) функциями.

Естественно, что особый интерес для учителя иностранного языка представляет коммуникативно-обучающая функция, включающая элементы организаторской и мотивационно-стимулирующей функции (действия), в связи с тем, что общение является формой, средством и целью обучения в преподавании иностранного языка. Достаточно полно и убедительно представленность этой функции на уроках была показана С. Я. Ромашиной. Автором было проведено специальное исследование речевых действий учителя на уроке иностранного языка, реализующих коммуникативную функцию. С. Я. Ромашиной были выделены четыре функциональных ряда или “гнезда” речевых поступков (функций учителя иностранного языка): 1) стимулирующие; 2) регулирующие, которые включают: а) оценочные и б) корригирующие 3) контролирующие; 4) организующие; последние включают действия: а) направляющие внимание учащегося на восприятие, запоминание и воспроизведение; б) обеспечивающие готовность учащегося на предстоящую работу с текстом, картинкой, фильмом и т. д. ; в) указывающие на последовательность и качество выполнения заданий, инструкций; г) организующие хоровую, парную, групповую, индивидуальные формы работы на уроке; д) регулирующие порядок, дисциплину учащихся на уроке. Автором было показано, что наиболее часто представлены на уроке организующие действия учителя, т. е. (организующая функция)–60%.Стимулирующие и положительно оценивающие регулирующие действия учителя представлены очень слабо–17% и 13% соответственно. Настораживает вывод автора о том, что на уроках иностранного языка недостаточно реализуются подсказывающие, направляющие действия учителя и что среди группы реагирующих действий учителя доминируют отрицательное воздействие на учеников. Такая ситуация на уроке иностранного языка противоречит основному педагогическому правилу об обязательном доминировании положительного подкрепления ученика в форме поощрения, оценивания, поддерживания, успокаивания и т. д.

Для учителя иностранного языка может представить значительный интерес, составленный С. Я Ромашиной перечень (номенклатура) педагогических коммуникативных умений, которыми он должен обладать в сфере коммуникативных способностей.

В соответствии с четырьмя “гнездами” педагогических функций, автор выделяет четыре “гнезда” таких умений. В первую группу входят умения “аутентично и вариативно” стимулировать речемыслительную деятельность учащихся: побуждать к монологическому высказыванию; побуждать их самих задавать вопросы, отвечать, высказывать собственное мнение; побуждать иллюстрировать учебный материал собственными примерами и т. д.

Вторую группу составляют умения “аутентично и вариативно” реагировать на типичные ситуации вербального общения: давать общую оценку разных видов речевой деятельности учащегося; уметь обоснованно, аргументировано выставлять оценку; вносить коррективы в речевые действия учащегося; уметь поддержать интерес учащихся, желание высказаться и т. д .

Третья группа включает умения “аутентично и вариативно” контролировать деятельность учащихся на уроке, проверять понимание учебного материала; контролировать правильность выполнение действия учащегося; контролировать применение учебного материала и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru