В четвертую группу объединены автором умения “аутентично и вариативно” создавать условия для организации познавательных речевых действий на уроке: направлять внимание учащихся на восприятии и понимании учебной информации; обеспечить их готовность к работе, оценивать; организовывать разнообразные речевые формы работы, обеспечивать дискуссионность на уроке и т. д. Наряду с коммуникативно-обучающей функцией большой интерес для учителя иностранного языка представляет анализ и исследовательской (гностической) функции. Она основывается на способности человека правильно, т. е. адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и в тоже время на адекватности его собственной оценки, т. е. его самооценки. Объектом исследовательской функции, прежде всего, является сам учитель. Она может проявляться, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношений с коллективом, учениками и т. д. Личностная рефлексивность учителя, уровень его рефлективного мышления в значительной мере определяют успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть и другие компоненты, факторы педагогического процесса. Среди всех объектов исследования учителя ученик занимает основное место. Изучение, исследование личности ребенка, его учебной деятельности, статуса в школьном коллективе всеми названными выше методами педагогической психологии является одним из важнейших профессиональных аспектов педагогических деятельности учителя. Такое изучение выступает и в качестве самостоятельной познавательной задачи учителя и служит определенным условием успешности организации им самой деятельности. При этом, как подчеркивается, исследовательская функция наиболее успешно“…осуществляться при наличии у учителей потребностей к самообразованию и самосовершенствованию своего педагогического мастерства [5, с. 113] и, конечно, при определенных исследовательских навыках. Естественно, что гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, связи и отношения. Другими словами все гностические (познавательные) действия человека [перцептивные (восприятие), мнемические (память) мыслительные, действия оценивание и др. ] включаются в реализацию исследовательской функции учителя. Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока иностранного языка требует хорошего, осознанного владения всеми методами педагогической психологии–наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием и др., о которых говорилось выше.
Анализируя умения учителя в целом, нельзя не согласиться с А. И. Щербаковым и А. В Мудриком, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основным: “1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации…; 2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации”[16, с. 274]. Отметим здесь важность определения педагогической ситуации как единицы учебного процесса. В то же подчеркнем, что все рассмотренные нами выше педагогические умения, по сути, представляют решение самих разнообразных задач в различных педагогических ситуациях. “Процесс решения представляется следующим образом: соотнесение социально-заданных целей с выявленной ситуацией, выдвижение гипотез, их проверка и оценка принятия решения”[15, с. 20]. И что особенно важно, что педагогу приходится принимать несколько решений одновременно, принимая и проигрывая разные роли [25].Таким образом, отметим еще раз, что осуществление педагогических функций основывается на способностях и проявляется в определенных действиях–(умениях) учителя. Вернемся теперь к ответу на вопрос, Что же должно быть объектом профессионально-педагогической подготовки учителя? Прежде всего, сами способности, Организация и осуществление самой деятельности, как известно, предпосылается наличием потребности и стимулируется затем переживанием ее удовлетворения. Соответственно возникает цепочка таких объектов осознания учителем– потребность как “необходимость”, “нужда”в развитии способности в процессе деятельности, переживание удовлетворения от результатов деятельности, сама способность и только затем профессионально-педагогические умения.
Подробно о педагогике:
Общие представления о психических познавательных
процессах человека
Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и п ...
Влияние игрушки на развитие
эмоционально-нравственной сферы
Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства и эмоции носят личностный характер. Они связаны с потребн ...
Обучающие программы в школьном курсе физики
TEACH PRO. ФИЗИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ. ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК. ФИЗИКА 10-11 КЛАСС. Продукт "Виртуальный наставник. ФИЗИКА 10-11 класс" представляет собой интерактивный тренажёр для закрепления теоретического учебного материала, с помощью решения задач различной сложности. Мультимедийный учебн ...