По окончании школы любого типа учащиеся должны [17]:
а) осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями языка, в пределах сфер тематики и ситуаций общения, обозначенных в программе;
б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.
Конкретизация задач обучения связана с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализаций тех или иных коммуникативных задач. В качестве примера сошлемся на II и III классы начальной общеобразовательной школы.
Первый год обучения (II класс)
Коммуникативные намерения:
сообщить о .;
запросить информацию о .;
Речевые умения:
сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она);
назвать действия, выполняемые человеком, животным;
сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;
указать время действия (день, месяц, время года);
описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать);
запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).
Второй год обучения (III класс)
Коммуникативные намерения:
описать .;
охарактеризовать .,
• запросить информацию .,
Речевые умения:
описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания и т.д.), запросить соответствующую информацию о ком-либо;
описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;
описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, месторасположение), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете;
прокомментировать действия сверстника (что и как он делает);
описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику ее/его внешности, описать ее/его одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему [17].
Под содержанием обучения подразумевается тот учебный материал, который определенным образом отобран, методически организован и предназначен для усвоения в процессе обучения. Содержание обучения диалогической речи в начальной школе определяется целями обучения. Оно должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся. Таким образом, согласно целям и содержанию обучения диалогической речи, можно сделать вывод, что обучение иностранному языку как средству общения требует включения в содержания обучения языковых и страноведческих знаний, навыков и умений, необходимых для общения с носителями иностранного языка и иностранной культуры для понимания аутентичных текстов. Объем высказывания учеников начальных классов составляет не менее 3-4 фраз, а распространенным типом диалога является диалог-расспрос.
В методике преподавания иностранного языка сложились два пути обучения диалогической речи:
1) дедуктивный (путь «сверху вниз», т.е. от общего к частному)
Подробно о педагогике:
Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего
дошкольного возраста
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область нар ...
Педагогическое значение произведений устного народного творчества
Понятие "народная педагогика" включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. "Народная педагогика" древнее академической науки "педагогики". Древний чел ...
Виды и характеристика нарушений функций опорно-двигательного аппарата
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отечественные исследователи Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук отмечают следующие виды ...