Работа с родителями на современном этапе образования

Страница 1

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации российского образования» [1, 46].

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов [8, 69].

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети с отклонениями в развитии, посещающие школу, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их инфомированности по проблемам воспитания. В детско-родительских отношениях возникает много трудностей.

По данным А.С. Спиваковской, анкетирование родителей выявило причины необращения за помощью к коррекционным педагогам:

- родители не придают особого значения этим трудностям;

- считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанность педагога;

- испытывают затруднения в общении с педагогом;

- считают, что с имеющимися проблемами справятся сами;

- сомневаются в профессиональной компетентности педагога [24, 37].

Педагогам эта проблема видится иначе:

- родители молча выслушивают, но поступают по-своему;

- трудно говорить с родителями, потому что они самодовольны и не терпят вмешательства в воспитание ребенка;

- многие родители старше педагога и поэтому трудно завоевать их авторитет и повлиять на то, чтобы они изменили взгляды на воспитание [24,38].

Все это лишний раз подтверждает, что в работе с семьей у коррекционного педагога остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив школы мог реально помочь родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками школы, а затем и тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями.

Нужно научиться работать с детьми и их родителями, исходя из объективных условий. Отечественными и зарубежными исследователями доказано, что школа только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является «открытой системой». Только она создает простор для творческого педагогического труда коллектива единомышленников: педагогов и родителей [16, 71-73].

Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в школе, стилем общения педагога с детьми, включаясь в жизнь класса. Предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в учебе и других видах деятельности, видеть заботу, внимание педагога к детям, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с педагогом.

Открытость школы для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности. Сотрудничество педагогов и родителей должно основываться также на таких принципах как:

- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка в школе и семье;

- сокращение единой линии в целях и задачах воспитания, развития и обучения детей в школе и семье;

- уважения личности ребенка родителями и педагогами;

- учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями – условий общественного [15, 84].

Тезис «школа – открытая система воспитания» получает дополнительный смысл при демократическом семейно-общественном взаимодействии с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменск ...

Средства развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста
Средства развития координационных - физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма (Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов). К ним относятся: Гимнастические и акробатические упражнени ...

Психолого-педагогическое обоснование проекта
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту. Успех учебно-воспитательной работы со ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru