Работа с родителями на современном этапе образования

Страница 1

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации российского образования» [1, 46].

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов [8, 69].

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети с отклонениями в развитии, посещающие школу, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их инфомированности по проблемам воспитания. В детско-родительских отношениях возникает много трудностей.

По данным А.С. Спиваковской, анкетирование родителей выявило причины необращения за помощью к коррекционным педагогам:

- родители не придают особого значения этим трудностям;

- считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанность педагога;

- испытывают затруднения в общении с педагогом;

- считают, что с имеющимися проблемами справятся сами;

- сомневаются в профессиональной компетентности педагога [24, 37].

Педагогам эта проблема видится иначе:

- родители молча выслушивают, но поступают по-своему;

- трудно говорить с родителями, потому что они самодовольны и не терпят вмешательства в воспитание ребенка;

- многие родители старше педагога и поэтому трудно завоевать их авторитет и повлиять на то, чтобы они изменили взгляды на воспитание [24,38].

Все это лишний раз подтверждает, что в работе с семьей у коррекционного педагога остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив школы мог реально помочь родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками школы, а затем и тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями.

Нужно научиться работать с детьми и их родителями, исходя из объективных условий. Отечественными и зарубежными исследователями доказано, что школа только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является «открытой системой». Только она создает простор для творческого педагогического труда коллектива единомышленников: педагогов и родителей [16, 71-73].

Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в школе, стилем общения педагога с детьми, включаясь в жизнь класса. Предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в учебе и других видах деятельности, видеть заботу, внимание педагога к детям, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с педагогом.

Открытость школы для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности. Сотрудничество педагогов и родителей должно основываться также на таких принципах как:

- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка в школе и семье;

- сокращение единой линии в целях и задачах воспитания, развития и обучения детей в школе и семье;

- уважения личности ребенка родителями и педагогами;

- учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями – условий общественного [15, 84].

Тезис «школа – открытая система воспитания» получает дополнительный смысл при демократическом семейно-общественном взаимодействии с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Входя в жизнь детского учреждения путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Модель учебного предмета
Большую роль играет моде­лирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальней­ший анализ. Поскольку в учебной модели изображается ...

Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...

Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество
Кроме работы по выбранной программе обучения на уроках природоведения экспериментатор говорит о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании, значимости природных материалов в жизни человека, учит бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. В ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru