Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Актуально о образовании » Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы » Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Страница 1

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были поставлены следующие задачи:

Провести беседу с воспитателями;

Провести беседу с детьми;

Провести анкетирование родителей;

Пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач нами была проведена беседа с воспитателями и детьми, анкетирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.

При проведении беседы с воспитателями мы стремились выяснить, используют ли они художественную литературу в работе по воспитанию у детей культуры поведения.

В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают важной и необходимой работу по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. В числе средств воспитания культуры поведения называют и художественную литературу. Без труда привели примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова и др.). Рекомендаций по улучшению работы по воспитанию культуры поведения не называют, указывая, что в детском саду созданы все необходимые условия.

Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.

Мы проводили анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения узко – в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.

Беседа с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести себя в общественных местах, за столом. То есть дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.

Также мы проводили наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками и культурой взаимоотношений.

Под культурно-гигиеническими навыками мы понимаем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.

Наблюдение показало, что большинство детей самостоятельно, без напоминания воспитателя моют руки после прогулки, перед едой. За столом дети сидят аккуратно, не шумят, только двое детей во время приема пищи разговаривают, поворачиваются к другим детям. После прогулки не все дети аккуратно складывают одежду, большинство детей делают это только после напоминания воспитателя, а Катя Ч. отказывается прибраться в шкафу. Многие дети не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не кладут на место. Только после неоднократной просьбы воспитателя дети наводят порядок в групповом помещении, на участке детского сада.

Под культурой общения мы понимаем совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность вносить изменения в действительность.

Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

ТРИЗ – рабочий инструмент диалектики
ТРИЗ использует законы материалистической диалектики [5] для организации творческой деятельности. Механизмы ТРИЗ позволяют инструментализировать эти глобальные законы развития в применении к частным задачам изобретательского творчества. Методологический анализ этих разработок должен способствовать ...

Русские народные традиции на практике молодежной политики регионов
Проанализировав историю возникновения государственной молодежной политики на федеральном уровне, можно некоторые выводы. Слабо разработаны законы федерального, регионального назначения, а именно это программы, направленные на создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания м ...

Обучающие программы в школьном курсе физики
TEACH PRO. ФИЗИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ. ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК. ФИЗИКА 10-11 КЛАСС. Продукт "Виртуальный наставник. ФИЗИКА 10-11 класс" представляет собой интерактивный тренажёр для закрепления теоретического учебного материала, с помощью решения задач различной сложности. Мультимедийный учебн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru