У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правильного произношения звуков немалое значение наряду с органами речи имеют и органы слуха. Для этого проводятся игры, способствующие развитию слухового внимания. А подобранные целенаправленные игры помогают развитию речевого слуха. Эти игры представлены М.Ф. Фомичёвой [6] (см. приложение 2).
Для нормального становления речи определённой зрелости должны достигнуть и другие анализаторы или органы чувств - зрение, осязание. Поэтому для их развития можно проводить игры на развитие зрительного и тактильного восприятия (см. приложение 2).
Итак, система профилактики нарушений звукопроизношения позволяет сделать следующие выводы.
Анамнез жизни ребёнка (наследственность, перенесенные заболевания, двигательное развитие, ранее речевое развитие), и его микросоциальное окружение, определяет ранее выявление нарушений звукопроизношения.
Не маловажными являются обследования - артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха, позволяющие охарактеризовать уровень нарушений звукопроизношения.
И, наконец, профилактика нарушений звукопроизношения у детей включает в себя, как тренировки правильных движений органов артикуляционного аппарата, так и целенаправленные тренировки на развитие сенсорного восприятия (зрительного, слухового и кинетического).
Итак, профилактика нарушений звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно:
развивать движения органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
проводить с детьми занятия на развитие слухового восприятия.
Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Давая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.
При работе родителей с детьми дома следует помнить:
нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку;
за одно занятие не следует давать больше двух-трёх упражнений;
к последующим упражнениям надо переходить лишь, усвоив предыдущее;
все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения;
всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласуют с воспитателем или логопедом при всех затруднениях.
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, а также индивидуальных, социальных особенностей условий жизни. Когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и живёт при этом в здоровой обстановке - это влияние благотворно. Но не всегда и не все родители понимают и знают об этом. Многие думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастет и сам научится говорить. Другие часто подлаживаются к языку ребёнка, лепечут при разговоре, сюсюкают. И, наконец, асоциальная категория родителей, это неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Примеры этого нередки. А так же дети, живущие в детских домах, лишённые родителей.
При таком положении вещей, ведущая роль по организации языковой культуры в условиях ДОУ, принадлежит воспитателю. Задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Чем больше воспитатель разговаривает с детьми, общается (прогулки, игры), тем лучше стимулирует их к разговору, и тем успешнее формируется их правильная речь.
Подробно о педагогике:
Значение музыкального и художественного оформления внеклассных
мероприятий
Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель – ученик - родитель», возвращение в ...
Проблемное обучение как
возможность развития познавательного интереса
Существует множество классификаций видов обучения. Мы рассмотрим некоторые из них. Традиционное обучение является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оце ...
Приемы обучения
решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...