Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками

Актуально о образовании » Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях массовых групп детского сада » Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками

У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правильного произношения звуков немалое значение наряду с органами речи имеют и органы слуха. Для этого проводятся игры, способствующие развитию слухового внимания. А подобранные целенаправленные игры помогают развитию речевого слуха. Эти игры представлены М.Ф. Фомичёвой [6] (см. приложение 2).

Для нормального становления речи определённой зрелости должны достигнуть и другие анализаторы или органы чувств - зрение, осязание. Поэтому для их развития можно проводить игры на развитие зрительного и тактильного восприятия (см. приложение 2).

Итак, система профилактики нарушений звукопроизношения позволяет сделать следующие выводы.

Анамнез жизни ребёнка (наследственность, перенесенные заболевания, двигательное развитие, ранее речевое развитие), и его микросоциальное окружение, определяет ранее выявление нарушений звукопроизношения.

Не маловажными являются обследования - артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики и состояние фонематического слуха, позволяющие охарактеризовать уровень нарушений звукопроизношения.

И, наконец, профилактика нарушений звукопроизношения у детей включает в себя, как тренировки правильных движений органов артикуляционного аппарата, так и целенаправленные тренировки на развитие сенсорного восприятия (зрительного, слухового и кинетического).

Итак, профилактика нарушений звукопроизношения основывается на формировании навыков правильного произношения, для которого важно:

развивать движения органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);

проводить с детьми занятия на развитие слухового восприятия.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Давая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.

При работе родителей с детьми дома следует помнить:

нельзя принуждать ребёнка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку;

за одно занятие не следует давать больше двух-трёх упражнений;

к последующим упражнениям надо переходить лишь, усвоив предыдущее;

все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения;

всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласуют с воспитателем или логопедом при всех затруднениях.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, а также индивидуальных, социальных особенностей условий жизни. Когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и живёт при этом в здоровой обстановке - это влияние благотворно. Но не всегда и не все родители понимают и знают об этом. Многие думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребёнок вырастет и сам научится говорить. Другие часто подлаживаются к языку ребёнка, лепечут при разговоре, сюсюкают. И, наконец, асоциальная категория родителей, это неблагополучные семьи, где дети предоставлены сами себе. Примеры этого нередки. А так же дети, живущие в детских домах, лишённые родителей.

При таком положении вещей, ведущая роль по организации языковой культуры в условиях ДОУ, принадлежит воспитателю. Задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Чем больше воспитатель разговаривает с детьми, общается (прогулки, игры), тем лучше стимулирует их к разговору, и тем успешнее формируется их правильная речь.

Подробно о педагогике:

Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разр ...

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и недостатки
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru